"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Иконостас
Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма. Связь эта чрезвычайно глубока, живопись не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художественное единство.
Дело в том, что само здание церкви истолковывалось как образ Церкви иной, Церкви духовной, как образ того единения всех верующих во имя спасения, во главе которого стоит Иисус Христос.
И для того чтобы этот смысл храма, духовный, символический смысл самого здания церкви выступал как можно яснее, еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на его стенах.
Эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь, и о ней так или иначе упоминалось в этой книге, когда речь шла о фресковых или мозаичных изображениях.
Упоминалось, что Спас Вседержитель изображается в куполе храма, над молящимися, над земной церковью, как ее небесный глава. Упоминалось и о том, что евангелисты, рассказавшие миру об Иисусе Христе, изображались на парусах - сводах, поддерживающих купол со Спасом Вседержителем. Говорилось и о том, что в навершии алтаря располагалась фигура Богоматери - фигура той, от кого воплотился Иисус Христос.
И хотя древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, большую часть в нем составляют иконы-образы, написанные на одной доске,- и о них главным образом идет речь в этой книге.
Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни; иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Иконой благословляли родители вступающих в брак, иконы брали с собой, идя на битву, отправляясь в странствие. Преобладала икона над фреской и мозаикой и в русских храмах.
Причин такого преобладания много: от обилия на Руси сельских, деревянных церквей, которые чаще всего не украшались фресками, до стремления русских художников приблизить в храме священный образ к человеку, к молящемуся. И именно на Руси не только фреска и мозаика, написанные непосредственно на стенах храма, но и иконы заняли свое строго определенное и очень важное место в церкви - место, неотделимое от смыслового, символического истолкования здания храма. Речь идет о существующих только в русских православных церквах так называемых высоких иконостасах.
Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители. Здесь в алтаре свершается таинство - превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову.
В результате этого совершившегося таинства, согласно богословским толкованиям и убеждению верующих, в алтаре пребывает Иисус Христос, воссоединение с которым - щель молящихся, цель Церкви во все времена ее существования. И уже в древнейших русских храмах, построенных строго по византийскому образцу, содержались глубокие, выразительные указания на пребывание в алтаре Иисуса Христа, на воссоединение с ним путем длящейся века людской молитвы.
Алтарь в этих церквах отделяла от «корабля», от основной части церкви, где находятся верующие, невысокая преграда. На ней, на ее архитраве (поперечной балке) помещался крест, древний знак Христа, знак распятого на нем во имя людей Бога. Здесь же располагался деисус (написанный на одной доске или на трех): Спаситель, перед которым молятся Богородица и Иоанн Предтеча,- образ моления Церкви, воссоединяющей людей с Иисусом Христом. На самой преграде, внизу, обычно располагались иконы праздников - история воплощения Спасителя.
Но в XIV - начале XV века, когда Древняя Русь переживала свой духовный и художественный расцвет, представление о воссоединении с пребывающим в алтаре Иисусом Христом всей молящейся ему церкви получило новое, чрезвычайно яркое и глубокое выражение.
У истоков этого нового стоят Феофан Грек и Андрей Рублев. Вернее всего, именно ими были созданы в начале XV века иконы, которые и сейчас располагаются на алтарной преграде Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера увеличили размеры и число деисусных икон. В результате, занимая весь архитрав алтарной преграды, разместился на нем ясно видимый молящимся, которые, как правило, обращены к алтарю, деисусный чин.
В нем с молитвой к великому Судне, к Спасу в Силах, к тому, кто вершит судьбы мира сейчас и будет вершить их и на Страшном суде, обращаются с молитвой изображенные в полный рост не только Богородица и Иоанн Предтеча, но архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, великомученики Георгий и Димитрий.
Широко, полно зазвучал в этом деисусе мотив моления святых за человеческий род. Наглядно сливалась, усиливаясь ею, молитва находящихся в храме с молитвой всей Церкви перед Спасом, с молитвой вечной, свершающейся и сейчас, длящейся и до Страшного суда, когда сможет облегчить она и конечный приговор Вседержителя.
А праздники, размещавшиеся ранее ниже деисуса, художники подняли наверх, расположили над ним. Они зримо развернули над деисусом историю воплощения Бога ради людей - воплощения, соединившего с ним людей, давшего смысл их молитве.
Продолжение »
|