Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Крещения Господня - Богоявления

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Крещение Господне - двунадесятый праздник, отмечаемый 6 января (19 по новому стилю) в честь крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Предтечей или, иначе, Иоанном Крестителем. Событие это описано тремя евангелистами, и на основе этих трех дополняющих друг друга описаний сложилось и оставалось в веках неизменным представление о нем.
Евангелие рассказывает, что в то время, когда Иисус Христос «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости», оставаясь почти тридцать лет вдали от мира в безвестности, не начиная своей проповеди, в палестинской пустыне появился учитель и проповедник, который призывал к покаянию и всеобщему нравственному очищению. К нему стекался народ, и над теми, кто принимал его учение, он совершал омовение (крещение) в водах Иордана. Но, проповедуя и уча, Иоанн говорил, что он «крестит водой», что он лишь предшественник (предтеча) того, кто идет вслед за ним, у кого он «недостоин завязать сандалию» и кто «будет крестить Духом Святым и огнем». Поэтому, когда к пророку приходит и просит совершить над ним обряд крещения безвестный еще Иисус, Иоанн, обладающий пророческим даром, удерживает его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». И, когда Иоанн крестит его в водах Иордана, из разверзшихся небес он слышит голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение»,- и видит сходящего на Христа духа Божия в виде голубя.
Праздник Крещение Господне, событие, легшее в его основу, получили и второе название, употребляемое наравне с первым,- Богоявление. В крещении, свершенном Иоанном Предтечей в водах Иордана, таинственно раскрылась личность Иисуса Христа как Бога и Божьего Сына. И именно после этого события начинает свершаться то, ради чего воплотился Божий Сын: начинается его проповедь, его, как принято говорить, «общественное служение», завершившееся крестной смертью; начинается «явление» Бога людям ради их спасения. Поэтому и живопись для того чтобы быть верной его сути, должна была изображать это событие как явление людям Бога. Задача эта великая и очень нелегкая. В XIX веке, когда к ней обратился великий русский художник Александр Иванов и решал ее в своей картине «Явление Христа народу» с позиции и средствами искусства нового времени, он потратил на это почти всю свою творческую жизнь. Древнерусское искусство оставило нам многочисленные разнообразные и глубокие образы Богоявления. Исполнить эту задачу художникам русского средневековья помогало то, что они неизменно опирались на канон, на закрепленный в нем опыт предшественников.
В Москве в Государственном Историческом музее хранится очень древняя рукопись - переписанная и проиллюстрированная в IX веке греческим художником одна из книг Библии - Псалтырь, которую обычно называют по имени ее последнего владельца Хлудовской Псалтырью. Среди иллюстраций Хлудовской Псалтыри есть и «Крещение Господне», изображенное здесь в тех формах, которые первоначально выработало византийское искусство для передачи евангельского повествования о нем.
Темно-розовыми линиями очерчивает на пергаменте художник земную твердь - горки-холмы, берега реки Иордан. А между этими горками, в Иордане, изображен стоящий Иисус Христос. Ясно и точно очерчен окружающий его голову только ему присущий крестчатый нимб, намечены кистью и характерные длинные волосы, и темная борода, а фигура его, в знак погружения в воды реки, до плеч скрыта горизонтальными линиями-волнами. На уровне ног Иисуса Христа линия меняет направление, изображая стремительный поток, текущую реку Иордан. А на правом берегу, следуя еще античной традиции, изображено олицетворение этой реки в виде полуобнаженного сидящего старца.
Справа от Иисуса Христа, в виде стоящего в профиль зрелого темноволосого мужа изображен Иоанн Креститель. Он обратил лицо и воздел руки вверх, туда, где из очерченного синим «небесного сегмента» простерта к Иисусу Христу благословляющая рука - знак «благоволения Отца» «возлюбленному Сыну» и стремительно летит белая птичка - сходящий на него «Божий Дух в виде голубином».
Как и другие древнейшие изображения Крещения Господня в византийском искусстве, эта миниатюра точно и ясно напоминает событие: тщательно отобраны здесь, выразительно обозначены и без каких-либо лишних деталей соединены вместе все основные моменты евангельского рассказа о нем. Поэтому византийское, а вслед за ним и древнерусское искусство навсегда сохранило элементы этих древних изображений. И используя именно эти древние элементы как основу и одновременно развивая, преображая их, создавало оно уже не напоминание о событии, а его живущие в вечной памяти образы.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet