Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Сретения Господня

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Сретение Господне - двунадесятый праздник, приходится на 40-й день после Рождества (2 февраля - 15 по новому стилю). Он установлен в честь одного из немногих описанных Евангелием событий детства Христа - принесения его, как первенца семьи, в Иерусалимский храм, как того требовал обычай. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». В праздник Сретения празднуется не само принесение младенца в храм, а та особая знаменательная встреча, которая в это время в храме произошла.
Евангелист Лука так рассказывает об этом событии: Мария и Иосиф отправились с младенцем на 40-й день в храм (Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу), взяв с собой двух горлиц для принесения традиционной жертвы. И тогда же пришел «по вдохновению» в храм человек по имени Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И когда родители принесли младенца Иисуса, он взял его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеон благословил и удивлявшихся его словам Иосифа и Богородицу, еще раз предрек великую и трудную судьбу Сына, предрек и материнскую скорбь о нем, сказав Матери: «и Тебе самой оружие пройдет душу». Евангелист говорит, что во время встречи Симеона с Иисусом Христом в храме была жившая там вдова, пророчица Анна, которая «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Совершив обряд, Иосиф и Мария с младенцем вернулись в Назарет.
Встреча старца Симеона с младенцем Иисусом Христом, «сретение» в Иерусалимском храме «ветхого», уходящего века и того нового мира, который возвестил своим приходом Спаситель,- суть, главный смысл «принесения во храм». Встретив Иисуса Христа, Симеон обрел смерть, «отпущение» по слову Божьему от уже тяготившей его, исчерпавшей себя жизни, но обрел и победу над смертью, грядущее спасение, которое принес людям Иисус Христос. Пророчествуя, Симеон подтверждает неотменимость судьбы Иисуса Христа, ее высокий смысл, подтверждает и неотменимость мук и скорби в этой судьбе.
В византийском искусстве был выработан канон, позволяющий передать в живописи главные черты этого события: достоверные обстоятельства принесения во храм и свершившуюся во время этого принесения встречу. Опираясь на этот канон, глубоко и проникновенно размышляли об этой встрече древнерусские художники. Чрезвычайно выразительны древнейшие, домонгольские образы Сретения, сохранившиеся в стенописи и в убранстве древних храмов, по существу опирающиеся на один очень простой и ясный вариант, извод этого канона. Среди этих древнейших образов прекрасно сохранилось «Сретение», как и все другие изображения, выполненные в технике золотой наводки на меди, украшающие Златые врата Рождественского собора в Суздале XIII века. На вратах под надписью «Сретение Господне» ясно, лаконично и изящно обозначено место действия: возвышается в виде легкого кивория - навеса Иерусалимский храм и внизу - его замкнутые врата. Внутри храма (на его фоне) по обеим сторонам от врат обращены друг к другу «встретившиеся» младенец Иисус Христос на руках у Матери и старец Симеон, простерший к нему «покровенные» - покрытые одеждой в знак почтения руки. В торжественной и ясной симметрии располагаются остальные участники события: за Богородицей стоит пророчица Анна, а за Симеоном – благочестивый Иосиф.

Кротка, нежна Мать, таинственно величав, чудесен ребенок, торжественно восседающий у нее на руках и повернувший к Симеону увенчанную нимбом голову. И удивительно могуч, могуч именно в своей древности Симеон. В нем, в его склоненной мощной фигуре, в крупном, изборожденном морщинами лике с ниспадающими до плеч волосами поистине воплощен век, обретший свой предел, и та сила, обретенная в долгой праведной жизни, в «благословении Духа Святого», которая позволяет ему принять на руки узнанного «законодавца и закона Творца». Потрясен стоящий за Симеоном Иосиф, и вдохновенно пророчествует Анна, стремительно воздев руку над тихо склоненной головой Богородицы, обратив ввысь проникнутое страстным порывом лицо. Золотая линия, виртуозно владея которой мастер словно высекает свои образы, создает свойственное этой технике мерцание света, и оно служит дополнительным источником таинственности образа, набрасывает на него покров чуда и тайны.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet