"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святого Николая, продолжение
В рассказах житий Николай выступает твердым и бесстрашным защитником невинно осужденных. В городе Миры правителем были несправедливо приговорены к смертной казни трое мужей, ни в чем не повинных. Жители города в слезах пришли с этим известием к святому Николаю, и он, тогда уже старец, спросив их, где должна совершаться казнь, следует туда. Он успевает добраться к месту казни, когда приговоренные уже склонили головы, а жестокий палач занес меч.
Святой ничего не сказал на это «дерзкого или злого», а подбежал к палачу и, напрягая все силы, вырвал у него меч, бросил его на землю и освободил приговоренных. Никто из присутствующих, как говорит повествователь, «не воспрепятствовал его самовластному поступку, так как все знали его великую добродетель и чтили любовь к справедливости». С его поступком не только согласился, но и принес ему покаяние правитель Евстафий, который, будучи подкупленным, осудил невинных.
В это время в Мирах были и стали вместе с другими свидетелями освобождения невинных стратилаты - военачальники, которые после успешных военных действий отправлялись к императору. Когда они вернулись к императору, то были перед ним оклеветаны, и он посадил их в тюрьму. В тюрьме, во время горьких стенаний, один из них вспоминает о виденном в Мирах освобождении узников, и все они возносят мольбы, чтобы святой Николай помог и им.
И тогда тот, «кто правит людскими судьбами», посылает на помощь оклеветанным стратилатам святого Николая. Святой Николай является императору во сне и укоряет его за несправедливость по отношению к заключенным военачальникам. Это заставляет задуматься императора, он еще раз вызывает стратилатов, в разговоре с ними убеждается в их невиновности и отпускает их, восславив Господа и его слугу святого Николая.
Жития рассказывают и о помощи святого Николая пленникам. У одного христианина по имени Агрик сарацины угоняют в плен сына, мальчика Василия. По молитве Николая мальчик чудесно возвращается, святой вводит его вновь под отчий кров, в родную семью.
Во всех вариантах житий святой Николай выступал защитником людей от бесов, от разбушевавшейся стихии, особенно страшной для людей стихии водной. В житиях есть разнообразные рассказы об этом. Еще в молодые годы святой Николай отправляется в Палестину, чтобы поклониться Гробу Господню. А по дороге на корабле, который ведут ничего не ведающие моряки, он видит беса, который перерубил мачту и канаты. После этого святой пророчествует трудный путь.
Действительно, подымается страшная буря, и люди в страхе обращаются к святому Николаю, сумевшему предсказать бедствие. Он успокаивает их, и вскоре наступает великая тишь, за которую путники благодарят Бога и его слугу святого Николая. Наслышанные о его помощи моряки, попавшие в ужасную бурю, обращаются к нему с молитвой, и он является на их корабле и спасает их. Он спасает тонущего юношу по имени Димитрос.
Есть специальный рассказ «Чудо о корабельщиках» - о том, как сброшенные разбойниками с корабля корабельщики по молитве святого Николая спаслись, их «исплюнула» на остров заглотнувшая их огромная рыба.
Жития повествуют, что уже при жизни облик святого Николая говорил о его святости, указывал на свершившееся в нем преображение. «Дошедшее до нас древнее предание,- пишет автор греческого жития,- представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева» (по Библии, лик Моисея просиял после того, как он получил от Бога скрижали Завета.)
Святость мирликийского епископа, согласно житиям, подтверждает и его смерть. Когда пришло ему время умирать, он распевал отходные песнопения и радостно ждал отшествия в мир иной. Когда тело его было принесено в городской храм, оно стало источать миро; и после его смерти на могиле происходили исцеления.
Известные на Руси жития упоминают и событие, свершившееся через несколько столетий после смерти святого. Малая Азия, в том числе и город Миры, где был погребен святой Николай, в VIII веке были завоеваны арабами-мусульманами. И в 1087 г. итальянским купцам удалось перевезти останки святого - его мощи- в христианскую землю, в Италию, где они были погребены в соборе города Бари и где им до сих пор воздается должное почитание.
В память святого Николая было установлено два праздника: 6 (19) декабря в честь его преставления - кончины (этот праздник по-русски обычно называют «Никола зимний») и 9 (22) мая в честь перенесения его мощей в «Бар-град» (праздник по-русски называется «Никола вешний»). В песнопениях этих праздников в формы ясные и точные отлилось то, что рассказали жития о святом. «Правилом веры и образом кротости» именуют песнопения святого Николая, называют его «скорым в помощах» угодником Божиим.
Слова древних житий, слова песнопений службы неизменно стоят за поистине бесчисленным множеством изображений святого Николая на Руси. Один из древнейших образов святого Николая - принадлежащая сейчас Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге икона, написанная в середине XIII века в Новгороде.
Потерта черная надпись, когда-то по золоту фона означавшая имя святого, но узнаваем изображенный по пояс святой Николай Мирликийский. Передаваемыми от иконы к иконе чертами высоколобого, лысеющего старца наделяет его мастер. Он представляет святого, как и положено по традиции, в одеждах православного архиерея, указывающих на служение, которому святой посвятил себя при жизни, на тот тип святости, к которому он принадлежит.
Твердо и ясно раскрывает художник то преображение, которое свершила в этих чертах обретенная святым духовная сила. Величава поза святого с поднятой благословляющей десницей, держащего в левой руке Евангелие. Спокойная, недоступная и всепроникающая мудрость во взгляде его темных, чуть в сторону смотрящих глаз. Светом, о котором говорило еще житие святого Николая, полон весь лик, вылепленный темно-розовыми охрами и яркими белильными высветлениями.
Не столько признаком старости, сколько знаком одухотворяющей его внутренней работы предстают точно и резко очерченные морщины, вдоль которых тоже идет ровное свечение. Драгоценным серебром ложатся и чуть курчавящиеся волосы вокруг лика, вычерченные тончайшими черными линиями по белилам. Точно очерченная в своем несущем благословение жесте, наполнена светом и кисть руки.
Продолжение »
|