Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя)

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Иоанн Предтеча - Предтеча Иисуса Христа и его Креститель - величайший христианский святой. Сведения об Иоанне Предтече восходят к Евангелию. О нем повествуют все четыре евангелиста. Кроме того, некоторые подробности о жизни Иоанна Предтечи содержат апокрифы, в том числе такие, как «Протоевангелие» и «Евангелие Никодима».
В Евангелии говорится, что родителями Иоанна Предтечи были первосвященник Захария и его жена Елизавета, долгое время, до преклонных лет, остававшиеся бездетными. Однажды, когда Захария служил в храме и находился один в нем, а все молящиеся были вне его, ему явился ангел. Испуганному его явлением, смущенному Захарии ангел сказал, что исполнится его молитва и жена его родит сына, который наречется Иоанном. Сын этот «будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера», и многие о нем возрадуются, ибо возвратит он «сердце отцов детям», непокорливым образ мыслей праведников, «дабы представить Господу народ приготовленный». Захария удивился и сказал ангелу, что они с женой уже стары. Ангел ответил ему, что он архангел Гавриил, посланный ему благовестить Богом. И за то, что Захария сразу не поверил благовестию, будет он молчать, пока все не свершится.
В это время народ вне храма удивлялся, почему Захария медлит в нем, а когда он вышел к народу, то не мог говорить и объяснялся с ним знаками. Окончив дни своей службы в храме, Захария вернулся домой, и «после сих дней зачала Елизавета, жена его», и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь, во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».
По прошествии шести месяцев, к ней пришла Дева Мария, родственница ее, зачавшая в это время Спасителя Иисуса Христа. И когда Елизавета услышала обращенное к ней приветствие Марии, взыграл младенец у нее во чреве, и она, исполнившись Духа Святого, поняла, что младенец во чреве возрадовался, так как пришла к ней Мать Господа.
Когда наступило Елизавете время родить, она родила сына и на вопросы радующихся вместе с ней близких об имени новорожденного сказала, что назвать нужно Иоанном. Все удивились, потому что в родстве у них не было такого имени, и спрашивали об этом знаками у онемевшего Захарии. Захария взял дощечку и также написал на ней имя «Иоанн». После этого «отверзлись уста» его, и он мог говорить, и был страх от этого у всех окружающих, и все размышляли о том, «что будет младенец сей». А отец его Захария пророчествовал, говоря о том, что сбывается предсказанное древними пророками, что придет обещанный Избавитель, что родившийся младенец будет его пророком, «приготовит пути Ему». Дополняя Евангелие, «Протоевангелие» рассказывает, что Иоанн чудесно был спасен своей матерью Елизаветой во время устроенного царем Иродом избиения младенцев с целью убить младенца Иисуса Христа. По молитве Елизаветы перед ней раскрылась гора, скрыв ее с младенцем-сыном от погони воинов Ирода. Как гласит евангельский текст, младенец «возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю». «Явившись перед Израилем», он начал проповедь в этой пустыне. Как на предсказание об этой проповеди, указывают евангелисты на слова ветхозаветных пророчеств о том, что будет «глас вопиющего в пустыне, чтобы приготовить пути Господу», что пошлет он «ангела своего приготовить себе путь».
Своей жизнью в пустыне Иоанн, питающийся акридами и диким медом, одетый в одежду из верблюжьего волоса, напоминал ветхозаветного пророка-отшельника Илию. Страстной, как проповедь Илии, была и его проповедь. Но иной, новый, «новозаветный» смысл наполнял ее. Прежде всего Иоанн проповедовал покаяние в грехах, говоря, что приближается царствие небесное, что если дерево не приносит добрых плодов, его срубают, а топоры уже лежат при корне. Приходящий к нему народ Иоанн крестил в знак очищения в водах Иордана, пророчествуя, что за ним идет тот, кто сильнее его, кто крестить будет не водой, а огнем и духом, у кого недостоин он «развязать ремня сандалии». Гневно обрушивался в своей проповеди Иоанн на фарисеев за их надменность своей праведностью.
Благодаря своему пророческому дару он узнает в еще никому не ведомом Иисусе Спасителя и отказывается сначала крестить его. Но свершает над ним по его настоянию обряд, в котором на Иисуса Христа нисходит Дух Божий. После Иоаннова крещения начинает Спаситель свою проповедь. Первым он является людям, которых Иоанн готовил к этому своими пророчествами и призывал к покаянию.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet