Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Введения во храм Пресвятой Богородицы, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

В число главных двунадесятых праздников годового круга входит праздник в честь одного из описанных в «Протоевангелии» событий детства Девы Марии - события, означившего начало ее жизни в Иерусалимском храме и получившего название Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю. «Протоевангелие» рассказывает об этом событии емко, описывая связанные с ним обстоятельства и указывая на его внутренний смысл.
Оно повествует, что, когда Анна слышит благовестив о рождении у нее ребенка, она обещает посвятить его Богу, с чем соглашается и отец девочки - благочестивый Иоаким. Исполнить свой обет, отдать дочь в Иерусалимский храм, который почитался обиталищем Бога на земле, родители решают тогда, когда ей исполнится три года. Когда приходит этот срок, Иоаким приказывает позвать непорочных дев иудейских, чтобы они стали по пути в храм со светильниками и зажгли их, дабы «дитя не возвратилось назад и чтобы полюбило храм Господень».
Так и было сделано: сопровождаемая родителями и девами со светильниками трехлетняя Мария приходит в храм, где ее встретил, благословил и предрек, что через нее явит Господь искупление, первосвященник Захария. Он поставил девочку на третью ступень жертвенника, и она «дрожала от радости», и «плясала на ногах своих» и осталась в храме.
Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь: принимая дитя, первосвященник ввел девочку в святая святых храма.
Младенец, переступивший заветный порог, сам уготован стать «одушевленным храмом». И все двенадцать лет, до совершеннолетия, когда, по обычаю, она должна была покинуть храм, жила Мария в нем «как голубица», и пищу ей приносил ангел.
Родительский обет посвящения дочери Богу исполнился сполна: тому свидетельство и пророческое благословение первосвященника при приходе малютки в храм и та радость, с которой она остается в Божьем доме. Из рассказа следует, что Введение Марии во храм - начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой обретет она благодать, станет «благословенна между женами» и воплотит по слову Божьему Спасителя. В этот день, как истолковывали протоевангельский рассказ песнопения и гимны праздничной службы, в созданный людскими руками храм, где Бог пребывал невидим и непостижим для людей, вошла Мария, которая сама станет «невместимого Бога вместилищем», живой храм, из которого Бог явится во плоти ради спасения людей. Воплощая это радостное и таинственное событие, замечательные образы создали художники Древней Руси. Способ его изображения, канон, которому следовали мастера, оставался по существу во все времена неизменным, он просто строго следовал рассказу апокрифа. Ведь этот рассказ очень выразительно представляет Введение во храм Пресвятой Богородицы в виде необычайно торжественного шествия со светильниками в руках, сопровождающего трехлетнюю Марию в ее пути к Иерусалимскому храму. Широко, величаво развертывается это шествие во многих фресковых росписях, украшающих стены русских церквей. Один из знаменитейших образов Введения Пресвятой Богородицы во храм был во фресках новгородской церкви Успения на Волотовом поле XIV века. Храм этот погиб в Великую Отечественную войну, но фотографии и необыкновенно тщательные и точные копии доносят до нас этот образ, созданный в ту эпоху, когда искусство удивительно умело раскрывать заключенное в реальном, преображающее его таинственное духовное начало.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet