Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Распятия

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Распятие - крестная смерть Иисуса Христа, жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения людей, во имя искупления их грехов. Ежегодно торжественно, полно и глубоко поминается оно в службах Страстной недели, предстает в глубинном смысле все перед новыми и новыми поколениями верующих.
Распятие занимает особое место среди событий евангельской истории. Если все они - вехи на пути человеческого спасения, то Распятие - его кульминация. Поэтому образы крестной смерти Христа, образы «Распятия» не только входят как важнейшая часть в тот рассказ об этом пути, который составляет основу древнерусского искусства. Образы Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.
О Распятии рассказывают все четыре евангелиста, существуют и почитавшиеся достоверными апокрифы о крестной смерти Христа. Но «словом», которое воплощается в этих образах, является по существу все заключенное в Евангелии представление о личности и судьбе Иисуса Христа: суть Распятия раскрывается лишь в совокупности событий, ему предшествующих и идущих вслед за ним.
Евангелие представляет Иисуса Христа, Бога и Божьего Сына, наделенным всей полнотой человеческой природы, выросшим в семье плотника, обретшим «зрак раба» и в этом «рабьем образе» проповедовавшим людям свое учение, несущее им путь к спасению. Именно за это учение, за свою проповедь и добрые дела Иисус Христос подвергается сначала преследованиям первосвященников и книжников, затем он, бродячий проповедник, арестован за это и приговорен к распятию синедрионом, приговор которого утверждает Понтий Пилат.
Но евангельская история - Рождество, Крещение, Преображение - подтверждает, что в «зраке раба» сохранил Иисус Христос всю полноту божественной природы, следовательно, и возможность управлять событиями. Евангельская история тем самым подтверждает добровольность мучений и смерти Иисуса Христа.
Во время Тайной вечери он открывает ученикам (а вместе с ними и всем, кто примет его учение), что за них во искупление грехов многих людей примет он смерть, изольет кровь, кровь Нового Завета. Поэтому великой, и великой именно в своей добровольности, жертвой предстает в Евангелии крестная смерть Иисуса Христа. И жертвой победоносной, подтвердившей всю правоту и полноту принесенного им учения. Как гласит Евангелие, умерший на кресте Иисус Христос через три дня воскресает, своей смертью во имя людского спасения он «попирает смерть», убеждает в возможности спасения, подлинной победы над тленом и гибелью.
Стремясь представить Распятие таким, каким оно должно жить в вечной человеческой памяти, древнерусские мастера твердо исходили из этих главных представлений, которые несет Евангелие в целом. И с величайшим тщанием они следовали глубокому, точному рассказу евангелистов о самой мучительной и позорной казни, используя выразительные детали свидетельствующих о ней апокрифов.
Муки и позора исполнен сам вынесший приговор по ложному доносу суд, во время которого присутствующая на суде толпа бьет Иисуса Христа, плюет в него. А после утверждения приговора Понтием Пилатом осужденный попадает в руки римской солдатни, которая избивает его и, нарядив в багряные одежды, в венец из колючего терновника и дав в руки трость, глумливо поклоняется ему, называя «Царем Иудейским». Казнь должна свершиться за городом, на горе Голгофе, и туда измученный и избитый Иисус Христос несет, изнемогая и падая под его тяжестью, свой крест. Там палачи утверждают крест. И, прикрепив к его вершине, по приказу Понтия Пилата, надпись «Царь Иудейский», распинают на нем Иисуса Христа, предварительно сняв с него и разыграв в кости его одежды. Начинается то долгое, тяжелое умирание, которое составляет ужас казни распятия. Подтверждая унизительный смысл этой казни, рядом с Иисусом Христом на Голгофе распинают двух разбойников. Один из них уверовал в Иисуса Христа и просил помянуть его в царствии небесном, а второй поносил и бранил его. Поносила, ругала и дразнила Иисуса Христа и вся присутствующая на казни толпа.
Из всех, кто был близок ему, кто внимал ему, стоя среди этой толпы, были лишь женщины, принявшие его учение, шедшие за ним из Галилеи, а у самого креста - Мать и любимый ученик Иоанн, которому он и завещает заботу о ней. Перед самым концом мучительная жажда одолевает Иисуса Христа, и воин на трости подает ему губку, смоченную в уксусе. И когда, «преклонив главу», испускает Иисус Христос дух, другой воин пронзает ему ребро копьем и истекшие кровь и вода подтверждают свершившуюся смерть.
Но события грозные и таинственные сопровождают, как рассказывают евангелисты, эту мучительную и позорную казнь. На все время страданий Иисуса Христа затмевается солнце, а в самый момент смерти содрогается земля. И римский сотник, руководивший казнью (по одному из апокрифов, имя ему было Лонгин), вдруг воскликнул: «Человек сей праведен был!». Чудесным образом приоткрылась ему истина. Изобразить Распятие таким, каким оно должно жить в человеческой памяти,- великой жертвой, несущей надежды на людское спасение,- задача нелегкая. Трудно увидеть, раскрыть великое событие в той мучительной, страшной, унизительной казни, которую так точно описали евангелисты. Наверное, поэтому изображать Распятие, несмотря на важность сюжета, стали много позже, чем другие события жизни Иисуса Христа.
Только в V-VI веках возникли образы Распятия, но они изображали это событие чрезвычайно условно, избегая передавать какие-либо реальные черты смерти и перенесенных страданий. Как правило, на этих древнейших изображениях - в миниатюрах рукописных Евангелий, в рельефах и росписях храмов - Иисуса Христа представляют живым. Глаза его открыты, но нет примет не только смерти, но и каких-либо следов, признаков предсмертных мучений. Одетый в длинную рубаху, «калобий» (вопреки позорному обычаю, указанному в Евангелии, тело его не обнажено), он обычно даже не столько распят, сколько величаво стоит на фоне креста, широко распахнув руки. Весь его облик должен символически указывать на победу над смертью. А в знак того, что она свершилась, изображали в этих древнейших «Распятиях» двух воинов - того, кто дал Иисусу Христу испить перед тем, как он испустил дух, и того, который, прободав ему ребро, удостоверил смерть. Иногда прибавлялись к этим торжественным символическим изображениям какие-либо еще детали, позволяющие «узнать» событие: затмившееся солнце, табличка с надписью «Царь Иудейский» над крестом, величаво спокойные фигуры тех, кто во время распятия стоял у креста, сострадая мукам,- Матери и любимого ученика, апостола Иоанна.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet