"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Спаса
Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду.
Основой этих представлений является Евангелие. (Само слово «евангелие» означает «благая весть».) Составляющие его четыре книги, написанные апостолами, учениками Иисуса Христа, несут «благую весть» о самой личности Спасителя, о принесенном им в мир спасении.
Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве - и это не было простое перенесение на него имени изображенного. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена существования древнерусского искусства.
Чтобы приблизиться к пониманию этой сути, а тем самым к настоящему восприятию этих образов, надо представить евангельский рассказ хотя бы до некоторой степени полно. Он очень краток, но удивительно емок и во многом таинствен, заключенный в нем смысл выступает постепенно, предстает в закономерном соединении эпизодов, деталей, подробностей.
Евангелие точно называет время и место рождения Иисуса Христа: «Вифлеем Иудейский во дни Ирода царя». Оно повествует, что событие это было предсказано людям древними пророками, а Деве Марии, будущей Матери Христа, архангел Гавриил заранее приносит «благую весть» о том, что в ней воплотится, от нее чудесно родится Сын, который «будет велик, наречется Сыном Всевышнего».
Таинственные знамения сопровождают и само это рождение.
Но, согласно евангельскому рассказу, событие это проходит незамеченным для большинства современных ему людей, скрытым до поры остается его высокий смысл. Иисус растет и воспитывается как обычный ребенок в той семье, где жила Мария, в бедной семье ее «обручника», опекуна Иосифа, который по профессии был плотником.
Лишь однажды необычное проявляется в отроке Иисусе Христе: Мария и Иосиф идут с ним на праздник в Иерусалим и здесь теряют его и находят лишь через трое суток в Иерусалимском храме, где он беседует со старцами и все окружающие «дивятся ответам Его и разуму Его». На упреки матери Иисус ответил: «Зачем вам было искать меня? или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему».
Но, как говорит Евангелие, слова его не были поняты.
Но тридцати лет от роду Иисус Христос уходит в пустыню Иудейскую, где в это время проповедовал человек по имени Иоанн, прозванный Крестителем. Иоанн призывал людей к покаянию и тех, кто принял его проповедь, крестил в водах реки Иордан.
О крещении просит его и Иисус Христос, но обладающий пророческим даром Креститель говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, а не Тебе от Меня». Но Иисус Христос настаивает на крещении, и когда совершается обряд, Иоанн видит сходящего на Иисуса Христа Духа Божия в виде голубя, и из разверзшихся небес раздается голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Еще сорок дней после этого Иисус Христос остается в пустыне и, преодолев искушения, насылаемые на него дьяволом, покидает ее. С этого момента начинается проповедь Иисуса Христа: странствуя по своей стране, по ее провинциям Иудее и Галилее, проповедует он принесенное им в мир учение, которое должно спасти людей от сил зла, дать им возможность обрести жизнь вечную.
Он утверждал, что спасение это доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже от ума и учености. Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным нравственным началам, в твердости веры, в духовном труде, в котором может обрести человек пресекающую зло любовь к ближнему как к самому себе.
Призывал научиться самой простой и самой трудной истине - не желать и не делать другим того, чего не хочешь себе.
Это учение, обращенное ко всем без изъятия, исполненное мыслей о подлинном человеческом братстве, о тщете земного богатства и могущества, о пустоте гордыни, привлекало к Иисусу Христу учеников, обращало к нему человеческие сердца.
В своих странствиях Иисус Христос чудесным образом помогал людям, исцелял и воскрешал их. Уча и проповедуя, он говорил, что «видевшие Его видят и пославшего Его Отца». И в нем начинали некоторые признавать пророка, ожидаемого издревле Спасителя.
Продолжение »
|