Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Спаса

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, принесший спасение человеческому роду. Основой этих представлений является Евангелие. (Само слово «евангелие» означает «благая весть».) Составляющие его четыре книги, написанные апостолами, учениками Иисуса Христа, несут «благую весть» о самой личности Спасителя, о принесенном им в мир спасении. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве - и это не было простое перенесение на него имени изображенного. Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена существования древнерусского искусства. Чтобы приблизиться к пониманию этой сути, а тем самым к настоящему восприятию этих образов, надо представить евангельский рассказ хотя бы до некоторой степени полно. Он очень краток, но удивительно емок и во многом таинствен, заключенный в нем смысл выступает постепенно, предстает в закономерном соединении эпизодов, деталей, подробностей.
Евангелие точно называет время и место рождения Иисуса Христа: «Вифлеем Иудейский во дни Ирода царя». Оно повествует, что событие это было предсказано людям древними пророками, а Деве Марии, будущей Матери Христа, архангел Гавриил заранее приносит «благую весть» о том, что в ней воплотится, от нее чудесно родится Сын, который «будет велик, наречется Сыном Всевышнего». Таинственные знамения сопровождают и само это рождение. Но, согласно евангельскому рассказу, событие это проходит незамеченным для большинства современных ему людей, скрытым до поры остается его высокий смысл. Иисус растет и воспитывается как обычный ребенок в той семье, где жила Мария, в бедной семье ее «обручника», опекуна Иосифа, который по профессии был плотником. Лишь однажды необычное проявляется в отроке Иисусе Христе: Мария и Иосиф идут с ним на праздник в Иерусалим и здесь теряют его и находят лишь через трое суток в Иерусалимском храме, где он беседует со старцами и все окружающие «дивятся ответам Его и разуму Его». На упреки матери Иисус ответил: «Зачем вам было искать меня? или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему». Но, как говорит Евангелие, слова его не были поняты. Но тридцати лет от роду Иисус Христос уходит в пустыню Иудейскую, где в это время проповедовал человек по имени Иоанн, прозванный Крестителем. Иоанн призывал людей к покаянию и тех, кто принял его проповедь, крестил в водах реки Иордан. О крещении просит его и Иисус Христос, но обладающий пророческим даром Креститель говорит: «Мне надобно креститься от Тебя, а не Тебе от Меня». Но Иисус Христос настаивает на крещении, и когда совершается обряд, Иоанн видит сходящего на Иисуса Христа Духа Божия в виде голубя, и из разверзшихся небес раздается голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Еще сорок дней после этого Иисус Христос остается в пустыне и, преодолев искушения, насылаемые на него дьяволом, покидает ее. С этого момента начинается проповедь Иисуса Христа: странствуя по своей стране, по ее провинциям Иудее и Галилее, проповедует он принесенное им в мир учение, которое должно спасти людей от сил зла, дать им возможность обрести жизнь вечную. Он утверждал, что спасение это доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже от ума и учености. Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным нравственным началам, в твердости веры, в духовном труде, в котором может обрести человек пресекающую зло любовь к ближнему как к самому себе. Призывал научиться самой простой и самой трудной истине - не желать и не делать другим того, чего не хочешь себе. Это учение, обращенное ко всем без изъятия, исполненное мыслей о подлинном человеческом братстве, о тщете земного богатства и могущества, о пустоте гордыни, привлекало к Иисусу Христу учеников, обращало к нему человеческие сердца. В своих странствиях Иисус Христос чудесным образом помогал людям, исцелял и воскрешал их. Уча и проповедуя, он говорил, что «видевшие Его видят и пославшего Его Отца». И в нем начинали некоторые признавать пророка, ожидаемого издревле Спасителя.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet