"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Богородицы, продолжение
Следуя древней традиции, «Богоматерь Владимирская», икона, приписываемая апостолу Луке, любимая, чтимая всем народом, многократно повторялась: ведь, как уже говорилось, на Руси списки с почитаемых икон воспринимались не просто как их живописные повторения, а за ними признавалась глубокая связь с избранным образцом, они считались в известной мере тождественными ему. И подтверждая эту внутреннюю тождественность древней владимирской святыне, все ее повторения, где бы и когда бы они ни были созданы, получали ее имя, назывались «Богоматерь Владимирская».
Списки с «Богоматери Владимирской» не были ее копиями, они повторяли, закрепляли лишь главные ее черты, и на этой основе создавшие их художники открывали новые грани, по-своему постигали образ Богородицы.
Древнее, любимое народом имя обозначило со временем как бы целый тип - извод изображения Богоматери в древнерусском искусстве. Многие из этих списков, из этих повторений сами были окружены высоким народным почитанием и занимают важное место в истории русского искусства. По выражению известного ученого А.Анисимова, «иконы, которые своей жизнью были обязаны Владимирской иконе... в своей совокупности составляют одну из богатых содержанием глав в истории русской иконописи».
Одно из самых знаменитых повторений «Богоматери Владимирской» - так называемая запасная «Владимирская», созданная в начале XV века для того, чтобы заменить собой в Успенском соборе Владимира древнюю святыню, которую после победы над Тамерланом часто забирают отсюда в Москву. Естественно, тождественность оригиналу здесь была особенно необходима, и, стремясь к ней, автор запасной иконы создает, по древнерусскому выражению, «меру и подобие» древней «Владимирской», т.е. точно повторяет ее размер («меру») и тщательно воспроизводит все ее характерные детали («подобие»).
Действительно, и сейчас, глядя на запасную «Владимирскую», которая принадлежит Владимирскому музею, мы узнаем в ней древний прообраз: в тех же позах предстают ласкающие друг друга прекрасная Богородица и ее таинственный, наделенный недетской мудростью младенец Сын, так же простерта в жесте молитвы к нему ее рука. Но по сравнению с древней иконой здесь мягче прекрасные узнаваемые черты Богородицы, прозрачнее зрачки ее удлиненных глаз, светлее тонкие брови над ними, более округл и мягок сам овал сияющего розовым светом лика.
И иной оттенок обретает одушевляющее эти черты безмерное материнское чувство: чиста, нежна и просветленна та всеобъемлющая сосредоточенная любовь, которой исполнен здесь лик Богоматери. Существует предположение, что это повторение «Владимирской», где такой нежной, чистой и светлой предстает пронзенная сыновним страданием, открытая всем бедам людей их светлая Заступница, было создано великим древнерусским художником Андреем Рублевым. По летописным известиям, он в 1408 г. работал во Владимире, расписывал фресками Успенский собор, и вполне вероятно, что ему, признанному, знаменитому мастеру, была поручена такая важная работа, как создание запасной «Владимирской» для этого храма.
Почитание «Богоматери Владимирской» привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе в древнерусском искусстве, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип «Умиление», к которому она принадлежала. Очень часто Богоматерь с младенцем изображалась в созданных здесь произведениях в позах соединяющей их взаимной ласки.
«Умилением» является прославленная «Богоматерь Донская» - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, где одержана была величайшая победа над татарами. Близко к владимирской иконе в «Донской» изображены Богородица и сидящий у нее на правой руке младенец Иисус Христос, схожи и сам их облик, и позы, но более непосредственно выражена здесь соединяющая их взаимная ласка.
Не обращен к миру, а устремлен на Сына полный любви взгляд Богородицы, нежно касается его одежд, а не простерта к нему в молитве ее левая рука. Не только прижимается к Матери щекой, но живым и трогательным жестом поставил свои детские ножки на материнскую руку младенец.
Но и в этом, таком живом и непосредственном ласкании раскрывается не только чувство, соединившее когда-то Мать и ее маленького Сына, но и их вечная, полная высокого смысла связь.
Как бы очищенной от всего случайного, такой, какой она должна жить в человеческой памяти, предстает сама материнская любовь, сверкающей радостью наполняет она прекрасный лик Богоматери, идущим от него светом воспринимается жарко горящий алый цвет на ее щеках и губах, вспышки ослепительных пробелов рядом с темными тенями. Умножены в облике ласкающегося к Матери младенца атрибуты Владыки мира: не только безвозрастен его лик, украшены царским клавом и пронизаны золотым ассистом его одежды, но сжимает свиток - знак принесенного им в мир учения - его левая рука. А правой рукой младенец не обнимает Мать - она простерта в жесте обращенного к ней благословения.
Современные ученые считают не совсем достоверной легенду о том, что Дмитрий Донской брал с собой «Богоматерь Донскую» на Куликово поле, хотя признают, что безусловно не случайно соединилась в народном сознании эта икона с одержанной там победой.
«Богоматерь Донская» происходит из Успенского собора города Коломны.
В Коломне Дмитрий Донской собирал войска перед походом на Дон и здесь, вернувшись победителем, приказал расписать фресками Успенский собор. И сейчас считается наиболее достоверным, что одновременно с росписью собора, как бы в память о великой победе, был написан и тот радостный образ Богоматери, который получил со временем имя «Донской». Высказываются в современной науке и мнения о художнике, который мог создать эту икону. Возможно, им был Феофан Грек, знаменитый выходец из Византии, который, как считают, в 90-х годах XVI столетия работал в Коломне. Но вероятнее всего автором «Богоматери Донской» был один из русских учеников великого византийца.
Продолжение »
|