"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Спаса, продолжение
Но подлинная истина о Иисусе Христе оставалась скрытой для большинства. Ее лишь однажды постиг и высказал его любимый ученик Петр. На вопрос Учителя: «А вы за кого почитаете меня?» - Петр ответил ему: «Ты Бог и Сын Бога живого».
Однако учение и поступки Иисуса Христа одновременно не только привлекали к нему людей, но и вызывали ярость и ненависть.
И у тех, кто мечтал вовсе не о всеобщем братстве, а лишь о восстановлении политического могущества покоренной римлянами Иудеи; и у фарисеев, членов влиятельной религиозной секты, давно заменивших стремление к добру формальным исполнением обрядов; и у властей, боявшихся, что успех этой проповеди в народе может поссорить их с Римом.
Поэтому, подкупив Иуду, предателя-ученика, иерусалимские первосвященники с его помощью арестовали Иисуса Христа.
По ложному обвинению в том, что Иисус Христос провозглашает себя царем Иудейским и стремится разрушить Иерусалимский храм, его приговаривает к смерти иудейский суд- синедрион. Но приговор в покоренной стране был не действителен без утверждения его римской властью.
Этот приговор и мучительную, позорную казнь распятием утверждает после долгих колебаний наместник Рима в Иудее прокуратор Понтий Пилат. И приговор этот приводится в исполнение.
Но Иисус Христос не просто претерпевает казнь за свое учение, несущее спасение людям. Твердо звучит в Евангелии мысль, что эта казнь и все ей предшествующее свершается не только по воле гонителей Иисуса Христа. Что события эти, предсказанные древними пророками, были заранее ведомы ему.
И, зная о грядущей муке, Иисус Христос не только не стремится уклониться от нее, но идет ей навстречу, так как ведом ему и ее великий смысл: пролитая им кровь, его добровольная жертва искупит грехи человечества, только она утвердит тот новый, ведущий к спасению «завет», который он принес людям.
Чтобы «свершилось предсказанное», возвращается он из своих странствий по стране в Иерусалим. В страстной молитве в ночь накануне ареста молит он Отца, если возможно, отвести «чашу» грядущих страданий, но если она неизбежна, твердо приемлет ее. Когда приходят за ним воины, он, могущий вызвать на свою защиту «легионы ангелов», безропотно отдается в руки стражи.
Великой в своей добровольности жертвой ради людей предстают поэтому все муки и страдания, которые перенес Иисус Христос, принятая им смерть в казни распятием.
События грозные и таинственные сопровождают эту позорную, мучительную казнь. А через три дня, как гласит Евангелие, Иисус Христос воскресает: ученики его пустым обретают гроб, куда был положен распятый. Жертва во имя людей, высшее воплощение той любви к ближнему, которой он учил, побеждает самое смерть.
Воскресший Иисус Христос несколько раз является своим ученикам. Он открывает им, что обладает всей полнотой власти на земле и на небе, посылает учеников проповедовать по всему миру Евангелие, неся спасение людям, и возносится на небо. Второй раз он придет на землю во всей своей славе в последние дни мира, чтобы судить человечество последним окончательным судом.
Древнее и глубокое истолкование Евангелия, которое Русь унаследовала из Византии, понимало заключенный в нем рассказ об Иисусе Христе как рассказ о великом, непостижимом Боге, «вочеловечившемся» во имя людей.
Соединив со своей божественной природой всю полноту природы человеческой, он несет людям свой «завет», свою проповедь и, испытав присущие этой природе страдание, унижение, смерть, искупает человеческие грехи.
И в Византии, и в Древней Руси огромное значение придавалось поэтому изображению Иисуса Христа: сама возможность изобразить его, представить «по плоти» была подтверждением этого свершившегося ради людей радостного воплощения.
Но, чтобы быть подлинными свидетельствами этого воплощения, чтобы создать образ того Иисуса Христа, который предстает в Евангелии, эти изображения должны были отвечать двум требованиям, которым они всегда и отвечали в искусстве Византии и Древней Руси:
передавать со всей возможной точностью реальный облик человека Иисуса, о земной жизни которого повествует евангельский рассказ, и одновременно раскрывать в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает.
Продолжение »
|