"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Успения Пресвятой Богородицы, продолжение
Под надписью «Успение Пресвятой Богородицы», в центре композиции стоит ложе с возлежащей на нем усопшей Богоматерью. С двух сторон его окружают апостолы, среди которых и облаченный в священнические одежды первый епископ Иерусалима Иаков. Скорбны лики и позы окруживших ложе. Их скорбь выражена, может быть, даже сильнее и резче, чем о ней повествует апокриф; ведь там говорится, что апостолы тихо печалятся лишь об оставляемых Богородицей людях, а спасительный смысл собственно ее смерти был им ясен.
Но печаль близких, горечь оплакивания нерасторжима в людском сознании со смертью - и скорбь апостолов является своего рода подтверждением подлинности, достоверности изображенной здесь смерти Богородицы.
Поэтому подлинным победителем смерти во всей ее реальности предстает стоящий в центре явившийся к материнскому ложу Спаситель Сын. Торжественна его поза, таинственно отрешен лик, и на одной руке держит он, другой указуя на нее, спасенную материнскую душу в виде спеленутого младенца с окруженной нимбом головой. Древний знак изображения человеческой души в виде младенца окрашивает внятным человеческому сердцу теплом великое сыновнее спасение Матери:
в нем он словно воздает ей той нежной заботой, с которой она обращалась к нему в детстве. А воздать родителям тем, что они сделали для детей в детстве,- самое большое, что может сделать для них человек.
Основное, главное об Успении, о смерти Богородицы и о спасении ее души Сыном несет образ на Златых вратах Рождественского собора в Суздале. Этот простой, краткий, ясный тип изображения, где есть лишь ложе с умершей Богородицей, апостолы и Спас со спасенной душой на руках, навсегда остался в русском искусстве, на его основе создавались ставшие знаменитыми глубокие произведения.
Но уже в современной суздальским вратам иконе «Успение» - одной из немногих сохранившихся русских домонгольских икон, созданной в начале XIII века для Десятинной церкви в Новгороде,- к этой основе, как к ядру, присоединены и иные, почерпнутые из апокрифа, детали и подробности. Мягко мерцает золотой фон на этой иконе, тихо льющийся свет вечности окружает здесь изображенное.
И так же, как и на Златых вратах Рождественского собора в Суздале, в центре ложе с возлежащей на нем мертвой Богородицей, окруженное апостолами и первыми святителями (высшими священниками) только что возникшей христианской церкви. В высоких подсвечниках стоят за ложем погребальные свечи; следуя погребальному обряду, взмахивает кадилом стоящий на переднем плане апостол Петр.
Но не столько печаль, сколько высокую, благоговейную думу выражают апостолы, их крупные, серьезные лики, позы и жесты словно изваянных фигур в багряно-розовых, мягко-зеленых, охристых одеждах, лежащих спокойными, недвижимыми складками. И припавшие к ложу мертвой Богородицы, и одиноко сосредоточенные, и обращенные друг к другу, они размышляют о чуде, широко и полно развертывающемся на иконе.
Торжественно встает в ее центре, подымаясь над ложем, над апостолами, фигура спокойного, недоступного Иисуса Христа в багряно-голубых, наполненных ровным свечением одеждах, высоко подымающего покрытую белыми пеленами спасенную душу. С двух сторон, простирая руки, чтобы принять ее, летят к нему легкие ангелы, а вверху, завершая спасение, они уже вносят душу в темно-синий, усыпанный золотыми звездами сегмент неба.
За ангелами, принимающими душу, располагаются по обеим сторонам от Иисуса Христа в стремительном движении двенадцать облаков, в каждом из которых вписана фигура апостола.
Подчиняясь не временной последовательности событий, а соединяя их так, чтобы они выражали смысл, который должен сохраниться в людской памяти, в верхней части иконы изображен предшествующий прощанию с умершей прилет апостолов на облаках.
И стремительный полет апостольских облаков соединяется с полетом в небеса спасенной души, умножает заключенную в нем силу движения, тем самым делая еще более ощутимой победу над смертью, над ее неподвижностью. Как и в апокрифе, принесение апостолов на облаках для последнего прощания с Марией позволяет глубже оттенить радостную полноту обращенной к ней сыновней любви, полноту свершенного им спасения.
Тот извод, который лежит в основе этой иконы, который обычно называют «Облачным Успением» или «Успением с облачным чудом», так же как и извод, лежащий в основе образа на Златых вратах Рождественского собора в Суздале, сохранялся во все время существования древнерусского искусства. Но особенно часто к нему обращались русские мастера XV-XVI веков, создав на его основе ставшие знаменитыми образы Успения.
К их числу, безусловно, относится икона «Успение» начала XVI века, которая принадлежит сейчас музею имени Андрея Рублева. Это храмовый, т.е. главный, образ Успенского собора в Дмитрове.
Продолжение »
|