Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы праотцев

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Праотцы, библейские патриархи - так называют описанных в Ветхом Завете прародителей всего человечества и народа израильского, от времени Адама до времени получения Моисеем Закона от Бога. Праотцы начали своей праведностью восстановление связи человека и Бога, нарушенной грехопадением Адама и Евы. Они стремились постигнуть Бога, и с одним из них, с Авраамом, Бог заключил свой первый Завет с человеком.
Христианство чтит за это праотцев, чтит в них и предков Иисуса Христа по плоти. Кроме того, истолковывая Ветхий Завет как прообраз Завета Нового, видит в самих постижениях Бога ветхозаветными праотцами предчувствия, предсказания Спасителя. Поэтому праотцев признавали святыми. Изображали праотцев значительно реже, чем святых новозаветных, чем тех, кто жил и действовал уже после прихода в мир Иисуса Христа, тем не менее древнерусское искусство создало их прекрасные, очень значительные образы.
Особо важное место занимает среди ветхозаветных праотцев Ной.
История Ноя рассказывается в библейской книге «Бытие». Согласно этому рассказу, наступило время, когда люди, потомство Адама, впали в страшный грех и развращение, и Бог решил истребить человечество, наслав на землю всемирный потоп. Но среди людей был праведный Ной, потомок Адама в девятом колене, который своей праведностью был угоден Богу, и Бог решил пощадить его. Как и все ветхозаветные праведники. Ной отличался необычайным долголетием. Ко времени потопа, как гласит Библия, ему было шестьсот лет, но он был полон сил. Бог велел Ною построить ковчег, точно указав его размеры и формы, приказал войти туда самому и ввести «весь дом свой», всю семью, а также «семь пар чистых, семь пар нечистых», т.е. различные виды животных. Ной так и сделал. После чего начался чудовищный дождь, затопивший всю землю и погубивший людей. Лишь ковчег Ноя плавал по водам. Затем, когда дождь кончился, ковчег Ноя причалил к единственному, что подымалось над водами,- к вершине горы Арарат. Постепенно воды ушли, и Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет и их жены стали родоначальниками всех последующих, спасенных праведностью Ноя поколений людей.
Замечательный образ праотца Ноя существует в росписях церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, созданных в 1378 г. великим художником, выходцем из Византии, Феофаном Греком. На древней штукатурке, справа от изображенного, начертано его имя «Ной» - словом обозначена его личность. Круглый нимб окружает голову патриарха, означая, что он предстоит вечности, т. е. что личность его изображена так, как должна она жить в вечной людской памяти. Используя стойкую традицию, мастер предельно ясно напоминает основное, что говорит об этой личности ветхозаветное слово, делает абсолютно узнаваемым Ноя. Как всегда в византийской и древнерусской живописи, праотец изображен здесь древним старцем с ниспадающими до плеч седыми волосами, а в руках он держит ковчег - знак того главного, что совершено было им в жизни.
Следуя глубинному смыслу этого слова, следуя тому пониманию образа Ноя, которое несло христианство, преображенными духовной благодатью представляет мастер узнаваемые черты патриарха. Торжественным величием- величием общего предка всех живущих, поистине величием того, кто спас своей праведностью жизнь грядущих поколений,- исполнен здесь облик Ноя: его недвижимая, очерченная мощными линиями фигура, его вылепленный резкими ударами кисти вы-соколобый старческий лик. Печать долгой жизни и обретенной в ней безмерной мудрости лежит на этом лике, знаком преображающей его духовной силы исходят из него вспышки света, лучится ими вся плоть патриарха. Самоуглублен, сосредоточен взгляд Ноя, долгим глубоким духовным трудом рождена его угодная Богу добродетель, давшая величие и свет его облику, позволившая спасти грядущие поколения. И словно напоминая этим поколениям, что трудно добытая праведность лежит в основе жизни, высоко подымает праотец крепко сжатый его руками спасительный ковчег. Со временем в древнерусском искусстве в изображении ветхозаветных праотцев главным образом звучал мотив предсказания, предчувствия Иисуса Христа. Именно так изображен праотец Иуда в росписях 1641 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Согласно Ветхому Завету, праотец Иуда- один из двенадцати сыновей патриарха Иакова, ставших родоначальниками израильского народа. Праотец Иуда получил благословение от отца, по которому от него должны были произойти цари, из его рода должен был выйти Мессия. Христианство считало эти ветхозаветные предсказания выполненными, Иисус Христос, Мессия, пришел в мир и происходил он из «дома Давидова», из дома потомков праотца Иуды. Следуя этим представлениям, мастер стремится сохранить в людской памяти праотца Иуду прозревшим радостное для всего мира грядущее и преображенным этим прозрением. Нимб окружает голову патриарха, и радость постижения истины выражает его характерный, узнаваемый в иконописи большеглазый старческий лик. В жесте открытия истины, в жесте постижения благодати поднята и правая рука патриарха. И как знак того, в чем состоит эта истина, корона увенчивает голову Иуды, царские одежды покрывают его тело: ведь цари произойдут от него, «царским» будет дом, из которого выйдет Иисус Христос.
Словно стремясь до конца раскрыть смысл постигнутого, в левой руке держит праотец свиток с крупной черной надписью. Эта надпись - начало текста из апокрифа о сыновьях Иакова, посвященного Иуде, полностью звучащего так: «Господь мне поручил царство, присетит господь милостию, и будет спасение Израилево, и пришествие Бога истинного, воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от племени моего, аки солнце праведное». Включенное в образ, прямо введенное в него, слово помогает глубже приобщиться радости, постигнутой древним патриархом, радости, которую изливает его мягко светящийся лик, которую несет весь праздничный строй фрески.
Как и праотца Иуду на фреске Кирилло-Белозерского монастыря, других праотцев тоже чаще всего изображали с развернутыми свитками с текстами в руках. Этот способ, способ прямого включения в живопись слова, помогал наиболее полно передать то, что чтило в праотцах христианство: соединение ветхозаветной праведности с прозрением новозаветного спасения.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet