Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Тайной вечери и Причащения апостолов

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Тайная вечеря («вечеря» по-славянски - ужин) - последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед его арестом. В честь этого события нет специального праздника, Тайная вечеря поминается на Страстной неделе, когда поминаются и все следующие за ней страдания и муки Иисуса. В церковном обиходе эти муки и страдания Иисуса Христа называют «спасительными страстями»-ведь их ценой обретено спасение всем людям.
Грандиозен спасительный смысл Тайной вечери для всех, кто следовал и следует по пути Господнему. Во время этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свой Завет, предрекает свои страдания и скорую гибель, открывает искупительный смысл заключенной в них жертвы. Поэтому с древнейших времен византийское искусство стремилось изобразить Тайную вечерю в этой ее сути, долженствующей жить в человеческой памяти, т.е. так же, как изображаются события, в честь которых установлены праздники. А русские мастера, последовательно развивая это понимание события, прямо относили Тайную вечерю к праздникам. С XV века дошли до нас иконы с ее изображением, которые входили в так называемый праздничный ряд иконостаса.
О Тайной вечере повествуют все евангелисты, в их рассказах она предстает нерасторжимо связанной с предшествующими ей и идущими вслед за ней событиями. Как свидетельствуют евангелисты, входивший в Иерусалим Иисус Христос застал там множество людей, пришедших в город на праздник Пасхи, и вновь стал учить народ, проповедовать ему. Эта проповедь и все растущая к нему народная любовь побудили уже давно ищущих его смерти фарисеев, книжников и первосвященников спешить с исполнением своих намерений. Торопились они еще и потому, что стремились расправиться с Иисусом Христом до праздника, боясь, что в праздник это вызовет народное возмущение.
В этом помог им один из учеников Иисуса Христа, Иуда Искариот, ставший предателем. Он пришел к первосвященникам в храм и спросил: «Что дадите мне, если предам вам его?» Они пообещали дать ему сребреники, и с тех пор стал он искать случая исполнить свое предательство.
Интересно, что скупые на детали евангелисты сообщают несколько на первый взгляд незначительных подробностей о личности Иуды: он был казначеем учеников, странствующих с Иисусом Христом, педантично следил за тем, как расходуются деньги, и когда Мария, сестра Лазаря, излила на ноги Иисуса Христа драгоценное ароматное масло, сказал, что лучше бы масло продать, а деньги раздать нищим. И эти, казалось бы, незначительные детали очень важны: они развивают ту пронизывающую все Евангелие мысль, что ханжество и фарисейство несовместимы с учением Христа, с заключенным в нем подлинным милосердием, любовью и свободой, что они по существу представляют собой его отрицание, его предательство.
А тем временем праздник, до которого враги Иисуса Христа собирались расправиться с ним, приближался. И ученики спросили, где Учитель проведет Пасху (праздник в честь спасения Богом народа Израиля из египетского плена), где будет есть традиционный пасхальный ужин. Иисус Христос повелел им идти в город, где встретят они человека, несущего в кувшине воду, и пойти за ним и войти в тот дом, в который он войдет. Там будет горница «устланная» (по иудейскому обычаю, за трапезой не сидели, а возлежали), где и приготовить все для вечери.
Когда настал час ужина и они все собрались там, Иисус Христос говорил с учениками, говорил о своей любви к ним, учил их любви друг к другу, говорил и о долженствующей скоро быть его гибели, о том, что один из них его предаст. Учеников взволновала эта весть, и любимый ученик Христа, возлежавший во время трапезы у него на груди, самый юный, будущий евангелист Иоанн, спросил: «Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». «Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению». Когда они ели, Иисус Христос благословил хлеб и сказал: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое». И взяв чашу с вином, благословил ее и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После трапезы пошли они на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, в место, которое знал и Иуда, покинувший раньше других, как свидетельствует Иоанн, горницу, где шла Тайная вечеря.
Любовь друг к другу, любовь к людям, служение им заповедал Иисус Христос ученикам на своей последней, Тайной вечере. И как высшее проявление этой заповеданной любви раскрыл он им смысл своей скорой, предназначенной смерти: в ней отдаст он плоть, изольет кровь и за них, и за многих во искупление грехов. В честь Тайной вечери первые христиане устраивали совместные «трапезы любви» - агапы. А вскоре в церкви сложилось главное ее таинство - причастие. Считается, что по молитве священника хлеб и вино превращаются в кровь и тело Господне. И каждый верующий, как и апостолы на Тайной вечере, получает от них свою часть, «причащается» ими, потому что для «спасения многих» от грехов претерпела смерть плоть Христа и была излита его кровь. «Сие творите в Мое воспоминание»,- заповедал людям Спаситель.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet