"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Снятия со креста. Положения во гроб (Оплакивания)
Но постепенно византийское искусство научилось соединять величавый строй первых «Распятий» с представлением о смерти Иисуса Христа, не просто напоминать о событии, а воплощать его во всей полноте, которую несет о нем евангельское предание. И приблизительно с XI века в искусстве самой Византии и стран, испытывающих ее культурное влияние, в том числе и в Древней Руси, главенствующим стал тип изображения «Распятие», к которому применимы пушкинские строки:
Когда великое свершалось торжество,
И в муках на кресте кончалось Божество...
Снятие со креста, Положение во гроб (Оплакивание)-снятие со креста для погребения тела умершего Иисуса Христа, само его погребение. Это события, идущие вслед за Распятием, о которых повествуют все четыре евангелиста; поминаются они в церкви на службе Страстной недели.
Все евангелисты рассказывают, что, когда Иисус Христос умер на кресте, его ученик (но ученик тайный, «ради страха перед иудеями»), богатый человек по имени Иосиф из города Аримафеи отправился к Понтию Пилату, чтобы испросить тело умершего на кресте Иисуса Христа. Понтий Пилат дает согласие, и Иосиф снимает тело с креста.
Он и еще один тайный ученик Иисуса Христа, по имени Никодим, приготовляют все необходимое для погребения по иудейскому обычаю: Иосиф покупает чистую льняную плащаницу (кусок льняной ткани) для того, чтобы спеленать умершего, а Никодим приносит состав из смирны и алоэ, «литр около ста», чтобы умастить его тело.
Они спешат: Иисус Христос был распят и умер в пятницу. Следующий день, суббота, по иудейскому обычаю, день покоя, когда воспрещено что-либо делать, поэтому умерший должен был быть похоронен в пятницу до появления первой вечерней звезды.
Рядом с местом распятия был сад, а в нем гроб, иссеченный в скале, в которой еще никто не был положен. Его-то избирает Иосиф и сюда полагает тело Иисуса Христа, завалив вход большим камнем. Евангелист Лука сообщает, «что при этом присутствовали и смотрели, куда его полагают» женщины, его последовательницы - те, что шли за ним из Галилеи, те, что стояли в толпе во время казни.
А евангелист Марк называет их имена: Мария Магдалина, Мария - мать младшего Иакова (одного из учеников Иисуса Христа), Саломия - мать Иосии. Рассказ евангелистов чрезвычайно точен и вместе с тем очень краток: в нем есть такие точные детали свершенного над Иисусом Христом погребального обряда, как количество ароматических веществ, принесенных Никодимом, но ничего не сказано о чувствах, испытанных погребающими.
Рассказ о Погребении Христа, так же как и рассказ о его Распятии, раскрывается в своем смысле лишь в совокупности всего евангельского повествования. О Боге, принявшем всю полноту человеческой природы, повествует Евангелие, и рассказ евангелистов о Снятии со креста и Погребении подтверждают еще раз всю достоверность смерти, принятой Богом за людей, естественно завершившейся погребальным ритуалом.
И то, что речь идет о погребении Бога, принявшего смерть за людей, наполняет этот краткий рассказ отблеском раскрывающейся тайны, причем чем проще, скромнее то, что, торопясь, свершают над умершим на кресте его тайные ученики, тем полнее выступает величие принесшего себя в жертву Бога.
Высоким смыслом в этом свете наполняется и благочестие свершающих это, нашедших в себе силы и твердость воздать последний долг умершему, простые, но четко исполненные заботы Иосифа и Никодима о получении тела, о чистой плащанице и об ароматах, верность женщин, проводивших учителя до его гроба. А идущее вслед за Погребением Воскресение отбрасывает на него отблеск высокой радости, достоверность смерти нерасторжима с полнотой победы над ней.
Глубокий смысл надо было поэтому выразить искусству, стремившемуся воплотить так, как они должны жить в людской памяти, описанные в Евангелии события, связанные с Погребением Иисуса Христа. Для этого в течение веков было выработано несколько композиций, художники опирались на апокрифы и предания, на осмысляющее «слово», вошедшее в службы Страстной недели.
В глубокой древности возникла композиция «Снятие со креста». В древнерусском искусстве наиболее яркие ее образцы принадлежат к XV- XVI векам, когда эпизоды Страстей Иисуса Христа - его смерти и погребения-стали включаться в иконостас, в его праздничный ряд, в котором из отдельных икон составлялся весь путь человеческого спасения.
К таким иконам относится «Снятие со креста» середины XVI века, принадлежащая сейчас новгородскому музею. Как и в иконах «Распятие», на фоне иерусалимской стены, утвержденный на горе Голгофе, стоит в центре композиции темно-коричневый крест с распятием.
К кресту приставлена лестница; взобравшийся на нее Иосиф Аримафейский уже освободил руки Иисуса Христа от гвоздей, а стоящий на коленях Никодим вынимает клещами гвозди из ступней ног. Тело Иисуса Христа мощно; ясной линией очерчивает художник его могучее, не искаженное предсмертными мучениями строение. Но, жестко, мертво изогнувшись, падает оно с креста, поддержанное руками Иосифа.
Его принимает на руки стоящая рядом с крестом Богородица. Следуя древней традиции, мастер естественно делает участниками Снятия со креста простоявших у него во все время мучений Мать и любимого ученика.
И могучее мертвое тело Сына легкая, стройная Богородица принимает «на длань свою», не согнувшись под его тяжестью: особа эта смерть, и особо в нем горе Матери, бывшей когда-то «невместимого Бога вместилищем», способна она удержать нетленное тело Сына. Торжественно, вторя темному кресту, подымается ее фигура в темно-вишневом мафории, нежно поддерживает она руками увенчанную золотым нимбом голову Сына.
Продолжение »
|