Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Сошествия Святого Духа на апостолов

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Сошествие Святого Духа на апостолов - событие, описанное не в самом Евангелии, а в книге, автором которой также считается евангелист Лука, но которая посвящена уже не жизни самого Иисуса Христа, а жизни и делам его учеников, апостолов,- она так и называется «Деяния апостолов».
И в Евангелии, и в «Деяниях апостолов» говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам- тем, кто, приняв его учение, шел за ним из Галилеи, кто разделил с ним Тайную вечерю, кто был свидетелем его Вознесения,- оставаться вместе в Иерусалиме и ожидать там Утешителя- Духа Святого, который должен вскоре на них снизойти и дать им силу проповедовать учение Иисуса Христа всем народам и землям.
И ученики пребывали единодушно вместе, как говорит книга «Деяния апостолов», вплоть до дня Пятидесятницы - большого иудейского праздника, который справлялся через 50 дней после Пасхи, тогда, когда свершена была жатва и собран урожай, в память получения закона от Бога пророком Моисеем.
И вот, как говорится в «Деяниях апостолов», в день Пятидесятницы внезапно «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом», где находились ученики. И «явилися им разделяющиеся языки», как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им просвещать.

В это время в Иерусалиме по случаю большого праздника находилось множество людей из разных городов и стран, и, услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и пришли в смятение, ибо слышал каждый, что в доме говорят его наречием. Все удивлялись - ведь находящиеся в доме были простые галилеяне, а некоторые насмехались над ними, говоря, что они пьяны. И тогда встали апостолы, и апостол Петр начал речь. Он говорил об Иисусе Христе, который был предсказан пророками, о Христе, которого распяли иудеи, который воскpec и вознесся, ниспослав на учеников благодать Духа Святого. Апостол Петр призвал покаяться и креститься во имя Иисуса Христа, и многие покаялись, и крестилось около трех тысяч человек. Первая проповедь апостола, на которого снизошел Святой Дух, завершилась приобщением к этому учению уверовавших, положивших начало первой христианской общине на земле.
Сошествие Святого Духа на апостолов с глубокой древности почиталось как событие важнейшее: в нем проявил себя снизошедший в мир Дух Божий, освятив начало проповеди Христова учения, начало Церкви как сообщества объединенных одной верой людей. Сошествие Святого Духа на апостолов поминается через 50 дней после Пасхи, в христианскую Пятидесятницу, являющуюся одним из двунадесятых праздников. Во второй день этого праздника, называемый Духовым днем, воздается особое почитание Святому Духу, видимо сошедшему на учеников Христовых.
Изображать Сошествие Святого Духа на апостолов начали с древнейших времен; для этого выработана была еще в византийском искусстве очень простая и выразительная композиция. Изображение этого события есть и в русских храмах домонгольского времени, во фресках Св. Софии Киевской. Очень хорошо сохранилось оно среди выполненных золотой наводкой сцен, украшающих Златые врата XIII века Рождественского собора в Суздале. Окружая изображенные в центре композиции закрытые двери - знак той закрытой горницы, в которой апостолы пребывали единосущно в день Пятидесятницы,- восседают они здесь как бы по сторонам развернутого на зрителя полуовала. Из небесного сегмента, расположенного над ними, расходятся в виде сверкающих линий разделяющиеся языки пламени - сходящий на них Святой Дух. И как знак того, что схождение это свершилось, что Святой Дух, даровав им силу, почил на них, горят вокруг голов апостолов золотые нимбы. Знак их высокого, обращенного к миру учительства - и книги (Евангелия), которые держат в руках четверо из них, и поднятые в благословении руки святых. Но яснее всего об обретении благодати Духа Святого этими простыми «мужами галилейскими» говорит сам их облик, их исполненные величия позы, та сосредоточенная глубокая мысль, которую по-разному, очень индивидуально, выражают все лики. Мерцающие линии золотой наводки, всегда придающие изображенному ими оттенок некоей тайны, здесь делают этот таинственный ореол особенно выразительным.
Композицию, лежащую в основе изображения на Златых вратах, сохраняли, дополняя ее новыми смысловыми деталями, русские мастера. Полно и ясно выступают эти главные дополнения в новгородской таблетке «Сошествие Святого Духа на апостолов» (конец XV - начало XVI века).
Две подымающиеся с двух сторон причудливые нежно-зеленая и темно-розовая башни означают здесь место действия, тот дом, ту горницу, где собрались апостолы. Прекрасным сохраняется в вечной памяти место Сошествия Святого Духа на апостолов. А перед башнями (т.е. внутри дома), также по стороне развернутого на зрителя овала, восседают двенадцать апостолов, и у верхнего края иконы из синего небесного сегмента исходят на них двенадцать расходящихся лучей разделяющихся языков. Обретение апостолами благодати сошедшего Духа и здесь подтверждается золотыми нимбами вокруг голов и самим обликом изображенных. Но благодать проявляется не столько в глубине мысли, которую выражают величавые апостолы, сколько в обретенном ими просветлении: свет пронизывает их мягко сосредоточенные лики, его потоки, переданные яркими, ломкими белильными пробелами, наполняют их алые, синие, оливковые одежды. Внизу, в центре полуовала, там, где на Златых вратах Рождественского собора в Суздале были изображены закрытые двери горницы, здесь - старец в царских, украшенных золотом и драгоценными каменьями алых одеждах, в золотом венце на голове - древнее олицетворение мира (по-гречески - Космос). На широко распахнутых руках держит он белый плат с двенадцатью свитками с Христовым учением, которое понесут по миру обретшие благодать Духа Святого двенадцать апостолов.
Во второй половине XVI века на Руси было переведено и получило распространение литературное произведение «Житие Богородицы», написанное греческим писателем Симеоном Метафрастом. Опиравшееся на апокрифы и легенды, метафрастово «Житие» утверждало, что Богоматерь была с апостолами во время Пятидесятницы и на нее также сошел Святой Дух. Это согласовывалось и с общими представлениями о Богородице, о ее духовной высоте и близости Сыну, и с преданиями о том, что она, как и апостолы, странствуя, проповедовала его учение, посетив для этого Грузию и Афон.
И со второй половины XVI века (а особенно часто это происходит в XVII веке) в композициях «Сошествия Святого Духа на апостолов» появляется изображение Богородицы. Чтимая апостолами Мать Учителя, она восседает обычно в самом центре, в высшей точке полуовала, по сторонам которого располагаются все остальные. Заступница людей предстает изначально вошедшей в Церковь, объединившую людей ради их спасения. Построенные по единому, мало изменяющемуся в веках канону, русские образы Сошествия Святого Духа на апостолов углубляли, расширяли представление об этом событии, положившем начало Церкви, осветившем приобщение «земель и народов» к учению Иисуса Христа.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet