"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святого Георгия, продолжение
На Руси святого Георгия широко изображали с самых первых веков после принятия христианства, и до наших дней дошли домонгольские изображения святого. Одно из них -храмовый образ Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, созданный около 1170 г. Святому Георгию был посвящен весь монастырь. (Юрий - одна из русских форм имени Георгий). Образ Георгиевского собора в XVI веке был вывезен из Новгорода Иоанном Грозным, и с тех пор эта икона хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Бережно сохраняет мастер в этой иконе передаваемые от образа к образу черты святого Георгия, которые делают его узнаваемым. Святой юн и безбород, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его темноглазый овальный лик. Его изображенная по пояс фигура покрыта кольчугой, в правой руке он сжимает копье, левой опирается на рукоять меча. Юным воином предстает святой Георгий, а через плечо его перекинут алый плащ - принятый атрибут мученичества в древнерусском искусстве.
Утверждая то преображение, которое свершила в нем сила мученического подвига, достигшими таинственной, непостижимой высоты представляет мастер его юношескую красоту, исконную чистоту юности. Словно изваян кистью наполненный ровным свечением соразмерный лик, окружающие его недвижимые завитки темно-золотистых волос. Осененные высокими дугами бровей, прекрасны огромные глаза святого, и светлого, отрешенного сосредоточения исполнен их взгляд, недоступный покой выражает и сомкнутый нежно-алый рот.
Ровный, ясный свет излучает вся плоть святого Георгия, его стройная шея, кисти его рук, таинственно мерцает золото кольчуги в соединении с горением алого плаща. Воином, исполненным преобразившей его таинственной духовной силой, изображает эта древнейшая русская икона святого великомученика Георгия.
С глубокой древности существовали на Руси изображения «Чуда Георгия о змии», того чуда, где особенно полно проявил он свое обретенное верой могущество. Русскому музею в Санкт-Петербурге принадлежит «Чудо Георгия о змии», созданное новгородским художником в самом начале XIV века.
На ослепительно алом фоне (так в Новгороде в древнейшие времена изображали «свет вечности») слиты воедино все моменты события, позволяющие постигнуть его суть. В самом центре иконы, занимая ее почти целиком, парит на белом коне всадник. Легок его конь, легка его фигура в золотой кольчуге и зеленом плаще. Окруженный нимбом, не напряжение борьбы, а покой и светлую надежду выражает его лик.
Георгий лишь поднял копье - а внизу, у пещеры по горам уже ведет на поводке когтистого синего зверя с чешуйчатыми крыльями полная глубокого размышления о случившемся царевна Елисава, одетая в алое платье и золотую корону.
Справа подымается темно-коричневая башня - «град Ласий»; на верхней ее площадке изумленный царь Сельвий и двое горожан. Рожденной чудесной силой предстает здесь победа святого Георгия, зримо и порожденное чудом потрясение, приведшее к истинной вере язычников.
А вокруг самого «Чуда Георгия о змие» - в виде своего рода рамы - располагает мастер небольшие композиции. Средник-середину иконы (это было очень распространенным приемом) окружают клейма жития. Так последовательное живописное воплощение получает литературное житие. Живописный рассказ на этой иконе, как чаще всего бывает и в других житийных иконах, начинает читаться с верхнего левого угла.
Здесь изображено отречение святого Георгия от богатства и раздача его стоящим перед ним нищим. В следующем клейме воины ведут его к царю, затем восседающий на престоле царь вершит суд над святым. А затем, как результат этого суда, идут клейма мучений, завершающиеся (в правом нижнем углу) сценой отсечения головы.
Здесь изображаются и Георгий, «всаженный в темницу», и пытка колесованием, и избиение «сухими дубцами», на Георгия наваливают огромный камень, его «трут пилой», «варят в котле», заливают горячим оловом. В широких клеймах ясно видно все свершающееся: никаких эмоций не выражают лица мучителей (ведь они нужны лишь для того, чтобы показать, что претерпел святой), но зато предельно точны, ясны их движения.
Но в знак неподвластности мукам никаких следов не оставляют они на теле святого Георгия, торжественный покой лика и позы сохраняет он не только в темнице, но и привязанный к столбу для бичевания, варимый в котле, распиливаемый пилой. В просветленной молитве святой Георгий предстает и в последнем клейме, где палач уже занес над ним меч. Расположившиеся вокруг «Чуда Георгия о змие» клейма жития еще раз указывают на твердость в вере как на источник той силы, благодаря которой святой совершает чудо.
Святого Георгия, великомученика и Победоносца, изображали и в Деисусе - делали участником моления перед Иисусом Христом за человеческий род. Замечательный образ святого Георгия входит в деисусный чин, созданный около 1486 г. ростовским мастером для церкви села Бородава на Вологодчине.
Все воинское уходит здесь из образа святого. На нем зеленый хитон и алый плащ - одежда мученика. На светло-желтом фоне коричневым контуром четко вычерчивает мастер его позу, всю подчиненную выражению молитвы. Широко распахнув руки, он словно вбирает ее у стоящих перед иконой и в глубоком склонении несет ее Иисусу Христу, ею дышит его юный, окруженный нимбом, наполненный розовым свечением лик. Всю свою победоносную силу обращает на защиту людей воин-великомученик.
Святого Георгия не просто почитали в Древней Руси, это почитание стало неотъемлемой частью древнерусской культуры. В его честь создавались древнейшие храмы и монастыри, его именем великие князья называли своих сыновей, светло праздновался в народе его праздник 23 апреля (6 мая по новому стилю). Георгий, побеждающий змия, был сначала гербом Москвы, а затем воин, сильный духовной силой, вошел и в состав герба всего Русского государства.
Продолжение »
|