"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Сретения Господня, продолжение
Ясный и простой извод «Сретения Господня», лежащий в основе изображения на Златых вратах Рождественского собора в Суздале и излюбленный мастерами домонгольской эпохи, часто избирали и русские художники последующих веков.
Чуть видоизменив, избрал его и мастер, писавший «Сретение» в 1425-1427 гг. для знаменитого иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (сейчас находящегося там), создававшегося при участии и под руководством Рублева. На иконе из Троицкого иконостаса, на золотом фоне, следуя канону, обозначает мастер месте действия - изображает Иерусалимский храм.
Перевитые алым велумом, развертываются здесь перед зрителем как бы увиденные одновременно все его главные части: темно-зеленая узкая башня ее входными вратами, осененный легким золотисто-коричневым киворием алый престол - святая святых храма и поды мающийся рядом с ним золотистыми ступенями жертвенник.
И также, следуя канону (но здесь по обеим сторонам oт престола), стоят, повернувшись друг к другу, Мария и Симеон, за Марией - Иосиф, а за Симеоном - пророчица Анна.
Симеон уже принял младенца на по-кровенные руки: полноту и труд этого приятия на руки «Бога живого» выражает вся его необыкновенно глубоко склоненная фигура, хотя сам младенец, которого он нежно прижимает к щеке, трогательно мал. А тихо светящийся лик Симеона, к которому прижат младенец, полон глубокой, действительно уже освободившейся от всего житейского, прозревающей грядущее мысли.
Внимая пророчеству, вникая в грядущее, недвижима, словно изваяна Богородица в темных одеждах, склонена ее увенчанная нимбом голова, отрешен и сосредоточен светлый, юный лик. Устремив взгляд на Симеона, не так отрешенно, но глубоко задумчив и Иосиф, держащий белых жертвенных горлиц, в своем тихо мерцающем поверх темного хитона золотистом плаще.
Чуть отвернувшись от всех, подняв голову, сосредоточенно и твердо славит Бога пророчица Анна. И ее стройная, покрытая нежно-зелеными одеждами фигура поднимающаяся над согбенным Симеоном, словно еще раз напоминает о высоком смысле ожидаемого грядущего.
Опираясь на древний канон, художник XV века, возможно, ученик Андрея Рублева, обогатил образ Богородицы тончайшими оттенками мыслей и чувств.
В той среде, к которой принадлежал этот мастер - в среде лучших русских художников XV столетия, был принят еще один извод Сретения, позволяющий раскрыть и иные оттенки в образе этого праздника. Этим вторым изводом пользовался сам Андрей Рублев, но приписываемая ему икона «Сретение Господне» из Благовещенского собора Московского Кремля очень сильно утрачена, т.е. много утеряно в ее живописи.
Зато хорошо сохранилось «построенное» по этому изводу, написанное в конце столетия «Сретение» из знаменитого иконостаса, который по месту находки в городе Кашине обычно именуется «Кашинским».
В «Кашинском Сретении», окруженный небесной лазурью, также развертывается Иерусалимский храм. Он предстает здесь в виде необычайной, округлой золотистой стены, осененной алым велумом, изображающей его преддверье, которая смыкается с мощной золотистой башней с синими кровлями- собственно храмом. Перед башней, на ступенях высокой лестницы, стоит Симеон.
Безмерная старость и безмерная же готовность принять избавление от нее воплощены в необычайно могучей, под стать подымающейся за ним башне, глубоко согбенной фигуре с простертыми покровенными руками, с которой ниспадают резкими крупными складками бирюзово-зеленые одежды.
А навстречу Симеону друг за другом движутся Богородица с младенцем на руках, Анна, невысоко поднявшая руку в пророческом жесте, и Иосиф, несущий белых горлиц. Мерно ступают они; подчиненные единому ритму, ложатся складки их неярких вишневых, темно-зеленых, охристых одежд, а впереди, как вспышка света, сияет белизной рубашечка младенца.
Неотменимо, неуклонно их движение навстречу Симеону, навстречу будущему, которое он пророчит. И это высокое приятие несущего и славу, и горе, нужного всему роду людскому грядущего, особенно ясно воплощено в образе Богородицы, в просветленном, твердом и сосредоточенном выражении ее юного, почти детского лика.
Сути изображенного подчинен, помогая ее постичь, и окружающий действующих лиц неодушевленный мир. Не только прекрасен и величав храм - место чудесной встречи, но и наклон стены преддверия вторит движению идущих, умножает его неуклонный характер.
Подчеркивая неизбежность встречи, соединяя ее участников, как бы навстречу этому осеняющему идущих наклону склоняется Симеон, а их стройные фигуры вторят ясным вертикалям стоящей за ним башни.
И в дальнейшем в русском искусстве изображения Сретения Господня следовали древним изводам, не добавляя новых деталей, так как каких-либо апокрифов, преданий о Сретении не существовало и литературным источником всегда были лишь евангельский текст и следующие ему песнопения службы.
В этих древних изводах мастера делали лишь небольшие изменения и с помощью этих изменений, с помощью средств самой живописи-линии, цвета, ритма - открывали новые оттенки в той встрече мира уходящего с несущим ему обновление Иисусом Христом, которая составляет суть праздника Сретение.
Продолжение »
|