Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Ангелы.
Архангел Гавриил и Архангел Михаил

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

В Священном Писании, и в Ветхом, и в Новом Завете, утверждается существование неких бесплотных сил, служащих Богу. Эти бесплотные силы, исполняя волю Бога, участвуют в людской жизни. Древнее богословие, основываясь на текстах Ветхого и Нового Завета, полагало, что силы эти различаются по своей близости к Богу, что на основании этого они разделяются на отдельные чины. Оно насчитывало девять чинов этих бесплотных сил и называло их «девять чинов ангельских». Считалось, что наиболее близки к Богу три чина - серафимы, херувимы, престолы (не путать со словом «престол», употребляемым в смысле «трон», а также «престол» - стол в алтаре для свершения таинства). За этими чинами следуют три других чина- господства, силы и власти. Последние три чина из девяти отмечены близостью к миру и человеку. Это начала, архангелы и ангелы (ангелы в собственном смысле слова).
Таинственны для людей все эти бесплотные силы, служащие Богу, особенно высшие из них. Обычному человеку не дано видеть их. Согласно священным текстам, лишь иногда узреть их доводилось пророкам - людям, умеющим слушать волю Бога. Так, в Ветхозаветной книге пророка Исайи рассказ о серафиме включен в повествование о бывшем пророку в иерусалимском храме таинственном видении. Исайя повествует: «В год смерти Озии царя видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь храм; вокруг его стояли серафимы, у каждого из них шесть крыл, двумя закрывал каждый лицо свое, двумя закрывал ноги свои, двумя летал». Серафимы славили Бога, а сам же пророк Исайя был потрясен тем, что он, «человек» - человек с «нечистыми устами» и живущий среди людей с «нечистыми устами»,- «видел Бога». И «тогда,- продолжает рассказывать дальше пророк Исайя,- прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял из жертвенника щипцами. И коснулся уст моих, и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Очищенного, освобожденного от греха пророка Исайю Бог посылает на проповедь. Посылает говорить истину народу, который «слухом услышит, да не разумеет, очами смотреть будет, да не увидит», у которого «огрубело сердце».
Этот текст, хотя бы в некоторых чертах, знаком нам всем. Заключенные в нем величавые образы, мысль о том, что очищенный от греха человек может стать вместилищем истины и ее проводником, вдохновили Пушкина. Вольное переложение видения пророка Исайи положил поэт в основу своего «Пророка».
Образы бесплотных сил предстают и еще в одном, описанном в Библии пророческом видении-видении пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль рассказывает, что «в бурный ветер, идущий с севера», видел он «великое облако, огонь и сияние вокруг него». И это облако с огнем влекли необычные животные: четвероликие и четверокрылые; с лицами льва, с лицами тельца и с лицами человека; вид животных этих был «как вид горящих углей», а рядом с животными шли и двигались необыкновенные колеса; «у некоторых ободья были велики и страшны, так как усыпаны были глазами». Животные влекли свод в виде «изумительного кристалла», на нем - престол «в виде камня сапфира», на котором - «подобие человека». Как видение Всевышнего Бога, который, придя в мир, станет человеком, истолковывало христианство это видение. Влекущие «подобие человека» понимались как «чины ангельские»: огненные и крылатые - херувимы, движущиеся колеса - престолы, а колеса с ободьями, усыпанными глазами,- силы.
На эти священные тексты о видениях пророка Исайи и пророка Иезекииля опиралась и византийская и древнерусская живопись. Из них были почерпнуты все сведения о внешнем виде «девяти ангельских чинов», об их служении Богу. Исходя из этих библейских текстов, древнерусская живопись шестикрылыми изображала серафимов, крылатыми и огненными - херувимов. Образы тех и других, воспевающих и стерегущих Бога, древнерусские мастера помещали в храме под барабаном, под образом Вседержителя. Бесплотных стражей, серафимов и херувимов, писали они иногда на иконах Богородицы, которую песнопения прославляют как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Огненному херувиму, стерегущему древо жизни, отводили место, как правило, в изображениях рая. Изображения престолов в виде крылатых колец и сил в виде колец с глазами входили обычно в композиции «Спаса в силах». Других высших из «девяти чинов ангельских» древнерусские иконописцы не изображали, так как в Библии нет ни описаний, ни сведений об их прикосновенности к миру.
Зато всего чаще в искусстве Древней Руси можно найти изображения собственно ангелов, ближе всего стоящих к человеку из всех сил бесплотных и относящихся к последним трем ангельским чинам - началам, архангелам и ангелам.   Продолжение »


Реклама:
»  proantishum.ru

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet