Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Богородицы

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери- Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель,- образы его земной Матери. Следуя преданию, Богородицу называют «начатком спасения» в прославляющих ее церковных песнопениях. Жительница Земли, она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу. В ней первой достигнута была и та цель, ради которой совершилось это вочеловечение: в ней, Матери Спаса, ставшей «невместимого Бога вместилищем», наиболее полно приблизившейся к своему великому Сыну, было свободно, очищено от греха и искажения человеческое естество. Так, как очищено оно было в самом Христе, так, как оно должно очиститься, по христианскому вероучению, в конце концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода. И тверда у христиан вера, что, став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Евангелие упоминает о Богоматери скупо. Но с глубочайшей древности первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы, существовавшие в Палестине.
Сведения Евангелия дополнялись этими апокрифами, и уже к II-III векам новой эры сложилась цельная история жизни Богоматери, признанная достоверной христианским вероучением. Отсюда во все последующие времена черпались представления о Деве Марии, на этой основе созидался в искусстве ее образ. Согласно христианским представлениям, родителями Марии были благочестивые супруги Иоаким и Анна, происходившие из «дома Давидова», т.е. принадлежавшие к тому роду, из которого в древности вышел знаменитый израильский царь Давид. Иоаким и Анна долго были бездетными, и только когда они достигли преклонных лет, у них родилась дочь. Этого долгожданного ребенка, названного Марией, родители решают посвятить Богу. Уже в три года девочку отдают в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святыням и занимаясь рукоделием. Ее благочестивой жизни здесь сопутствует чудо: пищу девочке приносит ангел. В двенадцать лет Мария дает обет вечного девства, но, достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в храме. Поэтому по обычаю ей подыскивают «обручника» (опекуна), который должен взять ее в свою семью. Выбор падает на известного своей праведной жизнью старца-плотника Иосифа.
И в доме плотника Иосифа в маленьком городке Назарете свершается «благовещение»: к живущей здесь Марии является архангел Гавриил и сообщает ей о том, что у нее родится будущий Спаситель человечества. Соблюдающая обет девства, «не знающая мужа» Мария изумлена этим известием. Архангел Гавриил говорит, что она сохранит в этом рождении девическую чистоту, так как ее сын, который «наречется Сыном Всевышнего», зачат будет от Духа Святого. Когда то, что Мария ожидает ребенка, становится заметным, опечаленный Иосиф решает оставить ее у себя только из жалости, но явившийся ему ангел убеждает его в невинности и чистоте его обручницы.
Через некоторое время Мария вместе с Иосифом отправляется из Назарета в его родной город Вифлеем, так как римские власти объявили в Палестине перепись населения, требуя, чтобы каждый житель страны переписался по месту своего рождения. В пути, в заброшенной пещере под Вифлеемом (бедным путникам, Иосифу и его обручнице, не нашлось места в городе), Мария родила предсказанного ей божественного Сына. Через сорок дней после этого Рождества, как полагалось по обычаю, Мария и Иосиф приносят новорожденного в Иерусалимский храм. Здесь их встречает старец Симеон; он пророчествует о необычайной судьбе младенца и о том, что в связи с этой судьбой и Мать его ждут жестокие страдания, что и ей самой «оружие пройдет душу».
А в это время правящий в стране царь Ирод узнает от пришедших с востока прорицателей-волхвов, что в Вифлееме родился великий младенец, тот, «о ком сказано в пророчествах», что он будет «Владыкой в Израиле». Ирод решает истребить младенца, но, не сумев узнать о нем все в точности, он посылает в Вифлеем воинов «избить всех младенцев от двух лет и ниже». Предупрежденные ангелом о грозящей опасности, Мария с Иосифом, спасая младенца, бегут в Египет и возвращаются оттуда в Назарет лишь после смерти Ирода. Здесь, в Назарете, Мария растит Сына, который «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». И когда, покинув родной город, Иисус отправляется исполнить предначертанную ему великую судьбу, первое чудо ради людей (превращение воды в вино на небогатой свадьбе в галилейском городке Кане) совершает он по просьбе Матери.
Мария присутствует при всех страданиях Иисуса Христа, она сопровождает его, когда несет он свой крест к месту казни, стоит «при кресте» во все время, пока длятся его мучения. Здесь, «при кресте», вместе с ней стоит и любимый ученик Иисуса Христа апостол Иоанн. И распятый Иисус Христос велит Матери усыновить Иоанна, а ему почитать Марию Матерью. После воскресения Иисус Христос впервые является Богоматери, и вместе с апостолами она становится свидетельницей его вознесения на небо.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet