Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы святых апостолов Петра и Павла

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Среди изображений святых в древнерусском искусстве важное место занимают образы апостолов Петра и Павла. Апостолами («апостол» по-гречески - посланный) называют учеников Иисуса Христа, посланных им проповедовать его учение и ставших основателями христианской церкви. Все апостолы, все ученики Иисуса Христа глубоко почитаются христианским миром, но главными из них, верховными апостолами признаны Петр и Павел.
Об апостоле Петре в Евангелии говорится, что он родился в Галилее и был рыбаком на Генисаретском озере. Здесь увидел Иисус Христос его и брата его Андрея, ловящих рыбу, и позвал их с собой, сказав, что с ним они станут «ловцами человеков». Петр и Андрей оставив все свои дела, последовали за ним. Евангелист Иоанн добавляет, что Андрей был из учеников Предтечи; и это позволило им узнать в Иисусе Мессию.
Петр и Андрей вошли в число двенадцати ближайщих учеников Иисуса Христа (потом Христос приблизил к себе из числа внимающих его учению еще семьдесят, также назвав их апостолами). Все двенадцать, которые также были уроженцами Галилеи, людьми простого происхождения, неизменно следовали за Иисусом Христом в его странствиях, постигали его проповедь, были свидетелями его чудес.
Но Евангелие подчеркивает проявление особо глубокой любви и преданности к Учителю со стороны Петра. Силой этой любви обретает он вдохновение свыше и первым из окружавших Иисуса Христа людей, в том числе первым из учеников постигает его личность, отвечая на его вопрос: «Что думаешь обо мне?» - «Ты Бог и Сын Бога живого». Иисус Христос выделяет Петра из апостолов, он называет его Кифой - Камнем, по-гречески Петром (настоящее имя Петра было Симон), и говорит, что он будет тем камнем, на котором созиждется Церковь, что будет он хранить ключи от Царства Небесного. Петра вместе с Иоанном и Иаковом берет Иисус Христос на гору Фавор и делает свидетелем своего Преображения.
В числе двенадцати Петр приходит с Иисусом Христом в Иерусалим, участвует в Тайной вечере, и когда Иисус Христос после нее говорит, что в эту ночь все его ученики «соблазнятся о нем», Петр утверждает, что он сохранит верность учителю. На его слова Иисус Христос отвечает, что еще не пропоет петух, как Петр трижды отречется от него. И действительно, Петр стремился сохранить верность. Когда приходит стража арестовать Иисуса Христа, он бросается на его защиту (его останавливает сам Иисус, так как «должно свершиться предреченное»). Петр идет за арестованным к первосвященнику, тогда как остальные ученики разбегаются в страхе. Но во дворе первосвященника Петр остается в толпе слуг, которые согреваются у огня от предрассветного холода, и здесь трое из них поочередно узнают его, говоря, что он тоже из Галилеи и был с арестованным, и трижды отрицает это Петр. При его третьем ответе раздался крик петуха, и, вспомнив слова Учителя, горько заплакал и ушел со двора первосвященника Петр.
Когда Жены-мироносицы принесли весть о Воскресении Христа, об оставленном воскресшим пустом гробе, Петр первым из учеников прибежал ко гробу и, склонившись к нему, увидел там пустые погребальные пелены Учителя. Ему первому из них и явился воскресший Иисус Христос. И трижды вопросив Петра, любит ли он его, и его тройным подтверждением любви как бы перечеркнув его отречение, Иисус Христос, покидая землю, поручает ему «пасти овец моих», подтверждает его главенство в будущей Церкви. О дальнейшей судьбе Петра рассказывают написанные евангелистом Лукой «Деяния апостолов». Согласно этому повествованию, Петр с остальными учениками остается в Иерусалиме, ожидая обещанного Иисусом Христом Духа Утешителя. В Пятидесятницу этот Дух Святой нисходит на него, как и на остальных. И, снизойдя, этот Дух не только дарует бывшему рыбаку, как и остальным, знание нужных языков, необходимое для проповеди. Как и остальных, он преображает его: утрачивает личность Петра те человеческие слабости, о которых упоминает Евангелие. Выступает в нем, многократно утвердившись, та сила веры и любви, которую прозрел в нем Иисус Христос, поручивший ему пасти «агнцев моих», та твердость духа, за которую он назвал его Камнем. И когда изумленная толпа входит в дом к начавшим говорить чужими языками апостолам, именно Петр подымается ей навстречу, в страстной и мужественной речи говорит об Иисусе Христе, совершает первое обращение в христианскую веру, несущее людям спасение, положившее начало Церкви.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet