Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Благовещения Пресвятой Богородицы, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Благовещение - принесение архангелом Гавриилом «благой вести» Деве Марии о рождении, о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего, согласно христианскому вероучению, события на пути спасения рода людского. В честь этого события с древнейших времен весной, 25 марта (7 апреля - по новому стилю), справляется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в число двунадесятых. Широко и разнообразно (в стенных росписях, в иконописи) изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве.
О событии Благовещения рассказывает только один из авторов Евангелия - евангелист Лука. Это повествование, дополненное деталями из апокрифа, и легло в основу живописных изображений.
Евангелист Лука повествует, что был послан архангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; «имя же Деве: Мария». Явившись к Марии, архангел сказал ей: «Благословенна Ты между женами», «Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына», которому дашь имя Иисус. Сын этот, как продолжал ангел, «будет велик и наречется Сыном Всевышнего», и «Царству Его не будет конца». В ответ на слова ангела Мария спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» И ангел ответил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». И тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». «И отошел от Нее ангел»,- заканчивает свой рассказ евангелист.
Дополняя Евангелие, «Протоевангелие» сообщает, что Мария, жившая в доме Иосифа, была избрана первосвященником в числе семи дев для изготовления храмовой завесы: ей поручено было прясть настоящий багрянец и пурпур. Именно за этой священной работой, согласно апокрифу, застает ее посланный к ней архангел. Сначала лишь его голос, приветствующий ее, слышит Мария, вышедшая из дома с кувшином почерпнуть воды из колодца. А когда, испуганная и потрясенная, она возвращается в дом и, взяв пурпур, вновь начинает прясть его, перед ней предстает небесный посланец и произносит те слова благой вести, о которых рассказано в Евангелии.
До наших дней дошли образы Благовещения начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства. И в их числе не только фресковые изображения, сохранившиеся в храмах той эпохи. На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон «Благовещение Устюжское», принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее, датируемая XII веком. Свое имя эта икона, созданная, очевидно, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный. И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы естественнее всего начать рассказ об образах Благовещения в искусстве Древней Руси.
В основе «Благовещения Устюжского» лежит очень простой и очень древний извод, восходящий даже не к византийскому, а к раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события - принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, ничего отвлекающего от них внимания здесь нет. Спокойно, недвижимо стоит архангел Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благословения - как безусловный и ясный знак принесенной им вести, переданной благодати. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком подножии Богородица, но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того, что внимает она принесенной им вести, обретает принесенную им благодать. И как зримый итог этого обретения - изображен на ее груди, поверх складок мафория, обнаженный младенец, на которого указует она правой рукой. И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке - как таинственное «прядение» из материнской крови плоти младенца истолковывалось то прядение ею пурпура, о котором говорит предание.
Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем «небесном сегменте» изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами - «Ветхий Деньми», и синий луч, нисходящий на Богородицу Дух Божий, идет от него и касается ее плеча. Но эти жесты и знаки делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик архангела Гавриила и Марии. Поистине исполненными благодати предстают на иконе и златовласый, могучий, большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-голубых одеждах, принесший весть, и величаво кроткая Богородица, благодать принявшая. Необычайно кратко и емко передает «Благовещение Устюжское» самую суть евангельского рассказа о принесении благой вести. Древняя икона завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet