"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, продолжение
Святитель Иоанн Златоуст принадлежал по существу той же эпохе, хотя и был несколько моложе Василия Великого и Григория Богослова: он родился около 350 г. Получивший также блестящее образование, специально изучавший ораторское искусство и преуспевший в нем, он, по выражению его наставника в этом искусстве, был «похищен христианством».
После изучения ораторского искусства Иоанн Златоуст занимается у лучших знатоков христианского богословия, а затем отправляется в расположенные в пустыне монастыри. Вернувшись и получив сан, он стяжает известность своими трудами по толкованию Священного Писания и своими проповедями.
В этих проповедях, исторгавших слезы у слушателей, Иоанн Златоуст много внимания уделял тем отношениям, которые складываются между людьми на основе христианства, отношениям и внутри семьи, и вне ее; развивал в них мысли о человеческом равенстве перед Богом.
Со временем Иоанн Златоуст становится константинопольским патриархом.
Записанные слушателями - «скорописцами» проповеди Иоанна, как и многие другие его письменные произведения, остались в веках, заслужив ему у потомков имя Златоуста. Прославило Иоанна Златоуста и то, что он продолжил труд Василия Великого по созданию литургии. Несколько сократив чин, написанный Василием Великим, он написал свой вариант литургии, которая под именем Литургии Иоанна Златоуста до сих пор является наиболее часто употребляемой литургией православной церкви.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были канонизированы Церковью как святые, признаны стяжавшими благодать своими трудами по христианскому просвещению, укреплению Церкви. Были написаны их жития, учреждены в их честь праздники, посвященные каждому из них, и праздник, посвященный им всем троим. По преданию, он возник после того, как в церковных кругах начали спорить о том, кто из трех святителей более важен.
В чудесном явлении, которое было одному из спорящих иерархов, было подтверждено, что три святителя равны друг другу, что равно своими трудами служили они Богу. Всех троих, «просвещающих землю своим божественным осиянием», прославляет посвященная им служба, чтит православный мир.
Образы Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста появляются на Руси сразу после принятия христианства. Их изображения есть уже в мозаиках Св. Софии Киевской. Они изображены здесь с Евангелиями в руках, в святительских одеждах, указывающих на тип их святости, на то, чем было прославившее их земное служение.
С живой характерностью переданы их черты: длиннобород и узколиц темноволосый, темноглазый Василий Великий; благообразным седеющим старцем предстает Григорий Богослов; большеглаз, с высоким лысеющим лбом Иоанн Златоуст. Но их живые лики выражают не просто ум и даже не мудрость - в сиянии золотой мозаики, окруженные огромными нимбами, они полны мудрости недоступной, таинственно непостижимой.
Таинственного величия преисполнены и их фигуры в пронизанных потоками света нежно-зеленых, серебристо-сиреневых и голубых одеждах. Как на источник чудесной, преобразившей их мудрости указывают десницей на сверкающие Евангелия Василий Великий и Григорий Богослов, в благословении подымает руку Иоанн Златоуст. Высокий образец обретения духовной мощи являют людям три святителя во фресках Св. Софии Киевской, указуют путь к этому обретению, благословляют на него.
Василия Великого и Иоанна Златоуста, создателей литургии, очень часто изображали и на царских вратах - на главном входе в алтарь. Створы таких врат, созданных первоклассным московским мастером середины XVI века, принадлежат Центральному музею имени Андрея Рублева. На нежно-зеленом фоне предстают сохраненные в вечной людской памяти Василий Великий и Иоанн Златоуст как творцы и создатели литургии.
Алой киноварью написаны их имена; они изображены в полный рост в святительских одеждах, повернутыми друг к другу. Увенчанные нимбами головы святых чуть склонены над развернутыми свитками в их руках, с начертанными на них словами созданных ими молитв.
Глубину чудесно разрешившейся мысли выражают их лики, и, как вспышки внутреннего озарения, ложатся на темные охры, которыми они написаны, короткие белильные движки. Высокий, таинственный акт созидания преображает не только лики, бестелесную легкость обретают и их фигуры, сияющую красоту- одежды. У Иоанна Златоуста их ослепительная белизна соединяется с вишневым и малиновым, украшает их по золотистым каймам ясный геометрический орнамент из белых, синих и алых драгоценных камней.
У Василия Великого белизну одежд дополняют коричневый и охры глубоких оттенков, вьется по его епитрахили гибкая ветвь растительного узора.
Древнерусское искусство во все периоды своего существования стремилось раскрыть в образах трех святителей ту высоту, которой достигает, преображая человека, подлинная, соединенная с верой мудрость.
Продолжение »
|