Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Уверения Фомы

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Уверение Фомы - событие, связанное с явлением по Воскресении Иисуса Христа своим ученикам. Евангелисты упоминают три явления воскресшего учителя, но именно Уверение Фомы, о котором повествует только евангелист Иоанн, специально поминается в церкви на неделе, следующей за Пасхой. Оно широко изображается и в искусстве.
Евангелист Иоанн рассказывает, что вечером того дня, когда обретен был пустым гроб умершего Иисуса Христа, ученики его собрались в доме, заперев двери, боясь преследований от иудеев. И в этот дом пришел Иисус Христос и стал посреди горницы. Ученики обрадовались ему, а он стал учить их. Говорил, что как Отец послал его, так он посылает теперь их, что «принимают они Духа Святого», что могут прощать и отпускать грехи. Но Фома, один из двенадцати учеников, по прозвищу Близнец, не был при этом. И когда другие ученики рассказали ему, что видели Господа, он сказал, что не верит в это и не поверит, пока не увидит на руках его ран от гвоздей и не вложит в них персты, и не вложит рук в ребра его, «прободенные» копьем.
Прошло восемь дней после этого, ученики опять были вместе в доме, и Фома был с ними. Пришел Иисус Христос, хотя двери были заперты, стал посреди учеников и, пожелав им мира, обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». И Фома сказал: «Господь мой и Бог мой!» На что Иисус Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие, но уверовавшие».
Рассказ об Уверении Фомы - это рассказ о подтверждении подлинности Воскресения, подлинности, преодолевшей сомнения. Фома обретает веру, увидев Иисуса Христа, прикоснувшись к его ранам, «вложив в них персты»; но блаженны, по словам воскресшего, «не увидевшие, но поверившие». Опровергая сомнения, утверждает рассказ евангелиста Иоанна об Уверении Фомы полноту, действительность Воскресения Иисуса Христа, принявшего смерть на кресте, где были пробиты гвоздями его руки, где, удостоверяя смерть, «прободал» римский воин его ребра.
Именно поэтому Уверение Фомы заняло такое важное место среди рассказов о явлении воскресшего Иисуса Христа. Поэтому, стремясь сохранить его в людской памяти, создавало его образы древнерусское искусство. Канон для его изображения, выработанный в древности, по существу оставался неизменным. Замечательный образец произведения, созданного на его основе,- икона «Уверение Фомы», написанная в 1500 г. мастером, трудившимся в мастерской великого Дионисия.
Стройная, но мощная золотистая башня с бирюзовой кровлей и запертыми дверями означает здесь горницу, где собрались апостолы; круглящиеся розовые стены и того же цвета легкие строения дополняют ее. Прямо перед башней, перед ее закрытыми дверями стоит явившийся воскресший Иисус Христос. Золотым нимбом окружена его голова, царственно прекрасны его багряные и бирюзовые одежды, но обнажил он ребра и грудь, дав возможность уверовать Фоме. Согбен сомнениями склонившийся перед Иисусом Христом Фома, и эта подавляющая согбенность особенно ощутима, так как движению Фомы вторит изогнувшаяся за ним розовая стена. Но тем выше преодолевшая это сомнение истина, что перед ним его воскресший «Господь и Бог». Таинственной мощи исполнен обнаживший перед ним ребра и показавший ему раны. Подтверждая мощь его воскресшей, преодолевшей смерть плоти, величием дышит вся его фигура, ощущение которого умножается срифмованностью этой фигуры со стоящей за ней недвижимой башней. Но особенно ясно выражает силу Иисуса Христа его лик: с великим снисхождением, рожденным бездонной глубиной превосходства, взирает он на Фому, стремящегося проверить чудо вложением собственного перста.
Важность, торжественность этой трудно, в сомнениях обретенной веры определяет собой весь строй иконы. Торжественно, двумя симметричными группами стоят вокруг Учителя и уверовавшего ученика и остальные исполненные размышления апостолы. Сдержан и сам подбор цветов иконы, построенный на соединении коричневого, бирюзы, охры, зелени, как вспышкой, пронизанный алым цветом плаща познавшего истину Фомы.
Русские мастера, как правило, всегда использовали тот канон, что и мастер из мастерской Дионисия. Но каждый из них стремился на его основе приоткрыть то, что не уловили предшественники. Мастера, создававшие в течение веков образы Уверения Фомы, стремились помочь укрепиться в вере «не видевшим».   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet