"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Словарь терминов и терминологических выражений
Лесист - золотые лучи, покрывающие одежду изображенного в древнерусской живописи, символически обозначающие небесный свет.
Багор - древнерусское название краски земляного происхождения, часто употребляемой в иконописи, имеющей вишневый цвет особого, чуть лилового оттенка.
Багрянец - по-древнерусски - ярко-алый цвет, без примеси оттенков.
Вёлум - ткань, которую изображают на иконах обвивающей здания или перекинутой между ними. Такое изображение берет начало в античности, когда было принято украшать здания во время праздников тканью.
Гиматии - плащ. В совокупности с хитоном истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи чаще всего изображают Иисуса Христа в событиях его земной жизни и апостолов.
Графья - рисунок, процарапанный острым инструментом по грунту.
Епитрахиль - часть облачения священника, надеваемая на шею под ризу.
Движки - мелкие пробела (см. Пробела).
Клобук - головной убор монахов, имеющий форму цилиндра с покрывалом. Клобук черного цвета у простых монахов, белый - у митрополитов и патриархов.
Куколь - головной убор монаха в форме капюшона.
Левкас - грунт, покрывающий доску, на которой пишется икона.
Манддрла - слава - круг или овал, окружающий в некоторых композициях фигуру Иисуса Христа, как знак идущего от него божественного света.
Мантия - часть монашеского одеяния, широкая верхняя одежда без рукавов.
Мафдрий - длинное покрывало до колен, обязательная принадлежность одежды палестинских и сирийских женщин. В мафории всегда изображают Богородицу и святых жен.
Мйлоть - одежда из шкур, в которой в иконописи изображают пророков-пустынников Илию и Иоанна Предтечу.
Мозаика - изображение, выполненное из отдельных мелких частиц. Этими частицами могут быть мрамор, драгоценные и поделочные камни, кубики смальты (см. Смальта).
Киноварь - минеральная краска различных оттенков алого цвета.
Набедренник или палица - четвероугольник, носимый на поясе архиереями (высшими священниками), образ меча духовного, несущего победу над силами зла.
Нимб - круг, окружающий голову Спасителя, Богородицы и святых на их изображениях в знак исходящего от них вечного, а потому имеющего круглую, «безначальную» форму света.
Омофор - часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд.
Охра - минеральная краска желтого цвета различных оттенков, от коричневатого до розового.
Охрёние - в древнерусской живописи - охряные высветления ликов и других частей тела, положенные поверх санкиря (см. Санкирь).
Паволока - ткань, наклеенная на доску, на которой пишется икона. Поверх паволоки наносится левкас (см. Левкас).
Палладиум - святыня, составляющая залог общественного счастья и благополучия, под защитой и покровительством которой находится определенная людская общность и населенная этой общностью местность.
Подризник - нижняяя одежда священника, широкая в покрое.
Поручи - нарукавники, надеваемые священником на обе руки.
Пробела - белильные мазки, завершающие построение формы в древнерусской живописи.
Саккос - часть облачения архиереев (высших священников), верхняя цельнокроенная одежда с рукавами.
Санкирь - первоначальный темный тон, которым пишутся на иконе лик и открытые части тела изображенного. При дальнейшей живописной проработке санкирь в значительной части перекрывается охрениями (см. Охрения), оставаясь лишь как теневой тон.
Смальта - кубики особого, непрозрачного стекла.
Фелонь - часть облачения священника, верхняя одежда без рукавов, круглая в покрое.
Фреска - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.
Хитон - одежда широкого, свободного покроя. В совокупности с гиматием истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи изображались Иисус Христос в событиях его земной жизни и апостолы.
В начало »
|