"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Жен-мироносиц у гроба
Жены-мироносицы у гроба - так называется описанный в Евангелии приход ко гробу Иисуса Христа через день после его погребения женщин, принесших с собой миро, чтобы излить его по обычаю на гроб. Они застают гроб пустым и видят ангела, который благовествует им, что Иисус Христос воскрес.
В древнейшие времена, как уже говорилось (см. главу «Образы Воскресения Христова»), изображение Жен-мироносиц у гроба служило образом Воскресения Христова, сменившись затем изображением Сошествия во ад.
Но приход Жен-мироносиц ко гробу поминается в церковном кругу праздников, на второй неделе после Пасхи. Сохранился образ Жен-мироносиц у гроба и в византийском, и в древнерусском искусстве. Он стал образом не самого Воскресения Христова, а образом свидетельства Воскресения - свидетельства, обретенного женщинами, не только бескорыстно служившими Учителю, но и сохранившими ему верность в гонениях, в муках и позоре крестной смерти, в его тайном погребении.
Нужно отметить, что рассказы евангелистов, совпадая в передаче сути события, различаются в деталях, называют разное число пришедших ко гробу женщин: троих, нескольких, двух; Иоанн называет одну Марию Магдалину. Но, при всех этих различиях, ни один из них не упоминает Деву Марию. Однако народное сознание с древнейших времен почитало и Богородицу среди пришедших ко гробу. Ее также называют в числе мироносиц и церковные песнопения, посвященные этому событию.
И это участие Матери в приходе мироносиц ко гробу усиливало то представление, что в событии этом не только открывается истина, но открывается она именно женщинам, наделенным всей полнотой женской любви, преданности и веры.
И именно таким стремилось сохранить древнерусское искусство приход Жен-мироносиц ко гробу.
С замечательной глубиной выражали это мастера XV столетия. Сильно утрачена, но дошла до нас, сохранив обаяние заключенного в ней образа, икона на этот сюжет из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, создававшегося в 1425-1427 гг. под руководством Андрея Рублева. Потерто золото, означающее свет вечности.
Но на его фоне подлинно вечным воплощением женской мягкости, нежности и чистоты подымаются, как лепестки одного цветка, три тесно стоящие женские фигуры в багряных, золотистых и алых одеждах. Певучая, гибкая линия описывает их силуэты, их мягкие, полные тишины повороты ко гробу, к которому в радостном просветлении обращены их нежно светящиеся лики.
Они словно вбирают в себя, исполняются раскрывающейся перед ними светлой истиной: гроб как бы выдвинут из темного зева пещеры, и прямо у ног женщины, у ног первой Богородицы, сверкают в нем оставленные погребальные пелены - знак того, что живого Иисуса Христа уже не надо искать среди мертвых. А по другую сторону от гроба, на огромном камне, могучей, невещественной силой отринутом от входа в пещеру, сидит, как воплощение этой силы, легкий и светлый ангел в блистающих одеждах.
Повернувшись к женам, широко распахнув им навстречу руки, склонив к ним золотые крылья, объясняет он открывшуюся пустоту гроба, несет благую весть о Воскресении Христовом.
Исполнены мягкости, грации и чистоты и одетые в зелено-золотистые одежды Жены-мироносицы на иконе 1487 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Они сравнительно невелики - главное место уделяет мастер полноте раскрывающейся им истины, к которой вместе с ним как бы восходит зритель.
От ног женщин вверх, словно подымаясь по склону нежно-зеленой горы, стоит гроб, в черноте которого ослепительно белеют пелены: плащаница и «сударь» - плат, которым была повязана голова умершего Христа. А над гробом, в его изголовье, главенствует над всем изображенным ангел-благовестник в блистающих одеждах, взвивший свое золотисто-зеленое крыло, осеняющий все своей благословляющей десницей. Сбоку от гроба, с другой стороны, чем жены, изображены спящие стражи.
Жестки, угловаты контуры их маленьких фигурок, приближаясь в своей резкости к контурам выдолбленного в камне прямоугольного гроба. Глухота к истине раскрывается в своей омертвляющей сути, стражники лишены той живой мягкости, той полноты гибких, певучих движений, которыми здесь сполна наделены и открывающие истину жены, и несущий ее светлый ангел.
Евангелисты рассказывают, что жены, принесшие миро ко гробу, не только первыми узнали о Воскресении Христа, но и первые увидели его воскресшим. Рассказы эти разнятся в деталях: Лука и Марк говорят, что он явился всем женам на пути в Галилею, Матфей называет двух Марий, Иоанн - Марию Магдалину, а многовековая традиция бесспорно считает, что первой, кому явился по Воскресении Христос, была его Мать.
И в русском искусстве существовал, получив особенно широкое распространение в XVI веке, извод, где изображение Жен-мироносиц у гроба соединялось с явлением им воскресшего Христа.
На иконе, написанной во второй половине этого столетия московским художником, тихо склоняются жены, во главе с Богородицей, держащие сосуды с миром в руках, над гробом, в котором белеют пелены, им благовествует сидящий в его возглавии ангел. На фоне горок за спинами женщин - оставленный ими Иерусалим в виде окруженных розовой стеной строений. А над ними на фоне гор - тот, кто покинул гроб и пелены,- Иисус Христос, предваряющий их по дороге в Галилею.
В развевающихся одеждах, обернув к ним светлый лик, указывает он им рукой путь - путь, открытый его Воскресением. Мотив обретения истины - один из любимейших мотивов древнерусского искусства, и в лучших образах Жен-мироносиц у гроба обретает он чистое, высокое звучание.
Продолжение »
|