Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Воскресения Христова, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

В это время Сатана обратился с речью к аду, говоря, что некто из рода иудеев, человек по имени Иисус, называвший себя Сыном Божиим, был распят и ныне умер. Он велит аду крепко держать Иисуса, так как он много зла причинил Сатане, исцеляя, воскрешая людей. Ад в ответ попрекает Сатану, способствовавшего распятию Иисуса Христа, потому что если человек этот так легко воскрешал лишь словом на земле, то здесь они потеряют всех мертвецов, хранящихся в адской утробе.
Когда Сатана и ад говорили, раздался голос человеческий, но необычайно громкий, подобный грому: «Поднимите, князи, врата ваши, врата вечные, и войдет Царь Славы». Ад велел своим демонам твердо заключить адские «врата медные и запоры железные», ибо «если он войдет сюда, то постигнет нас горе». Снова раздался голос «Подымите врата», и тотчас, вместе с этими словами, медные врата сокрушились и железные запоры распались, и вошел Царь Славы как человек, и все темницы адовы просветились. Тогда ад воскликнул: «Кто ты! Не ты ли Иисус, о котором начальник наш Сатана говорил, что крестом и смертью ты ищешь наследовать весь мир». Тогда Царь Славы, Иисус Христос, взял Сатану и, предавши его пришедшим с ним ангелам, велел связать его железными узами, а аду держать его «крепко до второго пришествия моего». Затем Иисус Христос простер десницу и «воздвиг праотца Адама». Потом, обратясь к остальным, сказал: «Всех, кого Адам погубил, прикоснувшись к древу познания, я опять воскрешаю древом креста». И, благословив Адама, а затем и всех остальных, повел он их всех из ада, держа праотца Адама за руку. У дверей рая передал он их архангелу Михаилу, а в раю они увидели двух почтенных мужей Илию и Еноха, взятых когда-то на небо живыми, и человека разбойничьего вида с крестом в руках - благоразумного разбойника, распятого с Иисусом Христом и уверовавшего в него, которого, узрев крест, пропустил архангел в царство небесное.
«Сошествие во ад» - не просто апокриф, дополняющий краткое, сдержанное повествование евангелистов о Светлом Воскресении Христовом. В нем, в форме предельно наглядной, раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью, как спасения уверовавших в него от смерти, тлена и адской бездны. Поэтому с течением времени византийское искусство выработало приемы, позволяющие в едином образе передать суть рассказа о Сошествии во ад. И такие образы Сошествия во ад стали пониматься как образы Светлого Воскресения Христова, именно в них событие представало таким, каким оно должно жить в вечной людской памяти. Как Сошествие во ад изображала Светлое Воскресение Христово и древнерусская живопись.

Значительные, глубокие образы Воскресения в форме Сошествия во ад дошли до нас от древнейшего, домонгольского периода русского искусства - в росписях св. Софии Киевской, собора Мирожского монастыря во Пскове, на Златых вратах Рождественского собора в Суздале. Все они по существу принадлежат к одному изводу, овеяны одним дыханием. Поэтому, чтобы составить о них представление, обратимся к наиболее сохранному - «Воскресению Христову» на Златых вратах Рождественского монастыря в Суздале. Под сокращенной славянской надписью «Воскресение Господне» - легкие горки, означающие земную твердь, меж ними очерчен провал- бездна ада. И над этой бездной ада, на перекрестье рухнувших адских врат, окруженных распавшимися замками и запорами, стоит Царь Славы - воскресший Иисус Христос. В одной руке он держит крест, подъяв его над усмиренной им адской бездной, другой рукой, повернувшись в мощном движении, подымает, «воздвигает» из гроба первого человека- праотца Адама. Силы и сострадания исполнен обращенный к Адаму лик Иисуса Христа, потрясен подымающийся после тысячелетних страданий древний Адам. А за Адамом встает, простирая к Спасителю покровенные руки, и напряженно, с надеждой вглядывается в него жена Адама - первая женщина, праматерь Ева.
По другую сторону от Иисуса Христа стоят поднявшиеся в гробах, размышляют о свершившемся чуде увенчанные коронами ветхозаветные (описанные в Ветхом Завете) цари и пророки Давид и Соломон. Над ними - изможденный, суровый «подвижник пустыни», посланный в ад пророчествовать о приходе Божьего Сына - Иоанн Предтеча. Повернув лик, взирает он на Иисуса Христа, благоговейно вникает в великое чудо, которое дано было ему прозреть и предсказать.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet