"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Воскресения Христова, продолжение
В это время Сатана обратился с речью к аду, говоря, что некто из рода иудеев, человек по имени Иисус, называвший себя Сыном Божиим, был распят и ныне умер.
Он велит аду крепко держать Иисуса, так как он много зла причинил Сатане, исцеляя, воскрешая людей. Ад в ответ попрекает Сатану, способствовавшего распятию Иисуса Христа, потому что если человек этот так легко воскрешал лишь словом на земле, то здесь они потеряют всех мертвецов, хранящихся в адской утробе.
Когда Сатана и ад говорили, раздался голос человеческий, но необычайно громкий, подобный грому: «Поднимите, князи, врата ваши, врата вечные, и войдет Царь Славы». Ад велел своим демонам твердо заключить адские «врата медные и запоры железные», ибо «если он войдет сюда, то постигнет нас горе».
Снова раздался голос «Подымите врата», и тотчас, вместе с этими словами, медные врата сокрушились и железные запоры распались, и вошел Царь Славы как человек, и все темницы адовы просветились. Тогда ад воскликнул: «Кто ты! Не ты ли Иисус, о котором начальник наш Сатана говорил, что крестом и смертью ты ищешь наследовать весь мир».
Тогда Царь Славы, Иисус Христос, взял Сатану и, предавши его пришедшим с ним ангелам, велел связать его железными узами, а аду держать его «крепко до второго пришествия моего».
Затем Иисус Христос простер десницу и «воздвиг праотца Адама». Потом, обратясь к остальным, сказал: «Всех, кого Адам погубил, прикоснувшись к древу познания, я опять воскрешаю древом креста». И, благословив Адама, а затем и всех остальных, повел он их всех из ада, держа праотца Адама за руку.
У дверей рая передал он их архангелу Михаилу, а в раю они увидели двух почтенных мужей Илию и Еноха, взятых когда-то на небо живыми, и человека разбойничьего вида с крестом в руках - благоразумного разбойника, распятого с Иисусом Христом и уверовавшего в него, которого, узрев крест, пропустил архангел в царство небесное.
«Сошествие во ад» - не просто апокриф, дополняющий краткое, сдержанное повествование евангелистов о Светлом Воскресении Христовом. В нем, в форме предельно наглядной, раскрывается смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью, как спасения уверовавших в него от смерти, тлена и адской бездны.
Поэтому с течением времени византийское искусство выработало приемы, позволяющие в едином образе передать суть рассказа о Сошествии во ад. И такие образы Сошествия во ад стали пониматься как образы Светлого Воскресения Христова, именно в них событие представало таким, каким оно должно жить в вечной людской памяти.
Как Сошествие во ад изображала Светлое Воскресение Христово и древнерусская живопись.
Значительные, глубокие образы Воскресения в форме Сошествия во ад дошли до нас от древнейшего, домонгольского периода русского искусства - в росписях св. Софии Киевской, собора Мирожского монастыря во Пскове, на Златых вратах Рождественского собора в Суздале. Все они по существу принадлежат к одному изводу, овеяны одним дыханием.
Поэтому, чтобы составить о них представление, обратимся к наиболее сохранному - «Воскресению Христову» на Златых вратах Рождественского монастыря в Суздале.
Под сокращенной славянской надписью «Воскресение Господне» - легкие горки, означающие земную твердь, меж ними очерчен провал- бездна ада. И над этой бездной ада, на перекрестье рухнувших адских врат, окруженных распавшимися замками и запорами, стоит Царь Славы - воскресший Иисус Христос.
В одной руке он держит крест, подъяв его над усмиренной им адской бездной, другой рукой, повернувшись в мощном движении, подымает, «воздвигает» из гроба первого человека- праотца Адама. Силы и сострадания исполнен обращенный к Адаму лик Иисуса Христа, потрясен подымающийся после тысячелетних страданий древний Адам.
А за Адамом встает, простирая к Спасителю покровенные руки, и напряженно, с надеждой вглядывается в него жена Адама - первая женщина, праматерь Ева.
По другую сторону от Иисуса Христа стоят поднявшиеся в гробах, размышляют о свершившемся чуде увенчанные коронами ветхозаветные (описанные в Ветхом Завете) цари и пророки Давид и Соломон. Над ними - изможденный, суровый «подвижник пустыни», посланный в ад пророчествовать о приходе Божьего Сына - Иоанн Предтеча.
Повернув лик, взирает он на Иисуса Христа, благоговейно вникает в великое чудо, которое дано было ему прозреть и предсказать.
Продолжение »
|