"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Воскресения Христова
Воскресение из мертвых Иисуса Христа - величайшее событие евангельской истории. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Христос воскресает на третий день, своей смертью «попирает смерть», утверждает своим Воскресением возможность людского спасения от смерти и тлена.
Праздник в честь этого события - Светлое Христово Воскресение, Пасха - величайший из христианских праздников, «праздник праздников». Его второе название - Пасха - связано с тем, что, согласно Евангелию, Иисус Христос воскрес во время празднования иудейской Пасхи - праздника в честь спасения народа израильского от преследования египетского фараона.
И как принесенный Иисусом Христом Новый Завет, его учение сменяет собой Завет Ветхий, так дарованное им в Воскресении спасение всему роду людскому сменяет, затмевает собой то спасение одному народу, которое знаменует иудейская Пасха.
Поэтому Светлое Воскресение Христово стало в сознании принявших его учение новой, великой в своем смысле христианской Пасхой. Пасха празднуется весной, точная ее дата, связанная с днем весеннего равноденствия и лунным календарем, специально вычисляется для каждого года.
И, пожалуй, нет человека, даже среди людей, далеких от Церкви, кого бы так или иначе не затронул, не захватил своим торжеством и красотой любимейший народом великий весенний праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
Многочисленны были и образы этого праздника во все времена существования древнерусской живописи. Они составили ее блистательную страницу.
О Воскресении Иисуса Христа сообщают все четыре евангелиста. Рассказ каждого из них несет свои подробности, совпадая в главном. Следующий день после погребения Иисуса Христа все его близкие оставались в покое, так как была суббота-день, когда по иудейскому обычаю запрещалось что-либо делать.
А на следующее утро, очень рано, женщины, близкие Иисусу Христу,- те, что шли с ним из Галилеи, что стояли при распятии и глядели, как полагают его во гроб,- отправились ко гробу, неся ароматы (миро), которые по обычаю полагалось излить там. Но когда пришли они ко гробу, то увидели, что камень, которым Иосиф завалил гроб, отвален, гроб пуст.
Сидящий на нем ангел возвестил им, что они зря ищут «живого между мертвыми. Его нет здесь. Он воскрес. Он предваряет вас в Галилее». Женщины поведали об этом ученикам. Прибежавшие ко гробу Петр и Иоанн увидели гроб пустым и, заглянув и войдя в него, обнаружили лишь погребальные пелены Иисуса Христа - его плащаницу и плат, которым была повязана голова.
Подтверждая свое Воскресение, как повествуют евангелисты, воскресший Иисус Христос несколько раз, до Вознесения, являлся ученикам.
Сообщив о факте Воскресения, евангелисты никак не описывают само это чудесное и таинственное событие, которому не было свидетелей. Поэтому в древнейшие, раннехристианские времена его обозначало изображение женщин, пришедших ко гробу с ароматами, и ангела, сообщающего, что Иисус Христос воскрес.
Но во II веке новой эры стал известен апокриф, который приписывался Никодиму, тайному ученику Иисуса Христа, получивший поэтому впоследствии название Евангелие Никодима. Опираясь на это литературное произведение, изображало Светлое Воскресение Христово искусство всего византийского мира, в том числе и искусство Древней Руси.
Евангелие Никодима построено как рассказ сыновей старца Симеона - того старца, который узнал, принял когда-то принесенного в храм младенца Иисуса Христа. Его сыновья, согласно Евангелию Никодима, умерли незадолго до распятия Христа и затем неожиданно появились в городе Аримафее.
По настоянию Иосифа и Никодима они описывают на свитке историю своего воскресения - историю их воскрешения сошедшим во ад воскресшим Иисусом Христом и всего, что этому сошествию сопутствовало.
Сыновья Симеона Богоприимца рассказывали, что, умерев, были они во аде вместе со всеми «почившими от века». И вдруг в час полуночи проник в те мрачные места и воссиял свет, и все увидели друг друга. И тотчас патриархи, исполнившись радости, сказали друг другу: «Этот свет от великого света».
Потом на середину вышел «подвижник пустыни» Иоанн Предтеча и сказал, что он уготовил путь для Сына Божия, что Сын Божий, взявший на себя грехи мира, приходил к нему, что он крестил его в Иордане, видел Духа Святого как голубя, сходящего на него, и слышал Бога Отца, говорящего: «Сей есть Сын мой возлюбленный» «И послал Он меня к вам известить, что идет сюда, дабы, кто уверует в Него, был спасен».
Продолжение »
|