Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Воздвижения честного Креста Господня, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Полное название этого праздника звучит в церковном обиходе как «Всемирное воздвижение честного и животворящего Креста Господня». И в этом его всемирном значении истолковывают событие песнопения посвященной ему службы. Кратко вспоминая само событие, они раскрывают великую суть найденного царицей Еленой креста. Крест, на котором был распят за людей Спаситель, став орудием его смерти, стал орудием их спасения. «Древом познания был погублен Адам (человек)», «древом креста спасен»,- поется на службе Воздвижения. Раскрывается в службе и важный для всего людского рода смысл самого действия Воздвижения креста. Воздвигнутый епископом Макарием крест воздвигался как знак спасения не только над толпами верующих, собравшихся 14 сентября 331 г. в иерусалимской церкви, но и над всем пришедшим к Иисусу Христу людским родом; «побеждая демонов», «умерщвил смерть», «веселя тем всех земнородных».
Но не только в песнопениях праздника утверждается эта мысль, она ясно звучит и в особом входящем в него обряде. Каждый год 14 (27 сентября) в соборных православных храмах повторяют священники для новых поколений то, что сделал епископ Макарий в этот день в 331 г.: высоко подымают они, воздвигают на все четыре стороны крест - знак и символ обретенного в Иерусалиме «честного и животворящего Креста Господня» - величайшей святыни христианства.
Воздвижение честного Креста Господня очень широко изображалось в древнерусском искусстве, но канон его по существу оставался неизменным. Прекрасное представление и об этом каноне, и о том, что создавали на его основе русские мастера, дает новгородская таблетка конца XV века. На таблетке под надписью, означающей событие, величаво развертывается на золотом фоне нежно-желтый синекупольный храм - та главная церковь Иерусалима, где совершено было Воздвижение. Перед ней (значит, внутри ее) в центре, под куполом, на высоком амвоне стоит Макарий в бело-золотых святительских одеждах, а по бокам от него - так же светло и празднично облаченные сослужащие ему диаконы. Торжественно возносит Макарий, высоко подымая над головой, словно действительно воздвигая его над миром, «честной и животворящий Крест Господень».
Справа от него, чуть ниже, стоят благоговейно обращенные к кресту облаченные в царские одежды Константин и Елена. Их не было при самом Воздвижении в иерусалимской церкви, но, нераздельно слитые с этим событием в людской памяти, соединяются с Воздвижением и на иконе равноапостольные императоры, сделавшие возможным само обретение креста, широко утвердившие его в мире. А внизу, как бы бесконечным потоком вливаясь в храм из розово-алой башни входа, окружают амвон людские толпы - толпы тех, кто пришел увидеть крест. Облаченные в розово-алые, нежно-желтые, зеленые, синие, белые, отделанные золотом, пронизанные светом одежды, предстают здесь юноши и девы, мужи и жены, старцы, духовенство. И в центре толпы, лицом к стоящим перед иконой, воспевают крест люди в особых остроконечных шапках (в которых в иконописи обычно изображались жители Востока) - те верующие из «иных стран», которые, согласно преданию, пришли в Иерусалим поклониться святыне. В своем почти неисчерпаемом многолюдстве, в разнообразии людских возрастов и типов присутствующие при Воздвижении верующие словно предстают образом всего людского рода, ради которого над миром возносится крест.
Лики всех участников события - и священнослужителей, и императоров, и верующих - выражают потрясение от открывшейся великой, важной для всех поколений свершающейся тайны. Высокий и радостный смысл постигнутого наполняет их потоками света.
Этой открывшейся радости Воздвижения, радости, которую песнопения называли «радостью всех земнородных», подчинен весь строй иконы: и ее торжественная композиция, и ясный, стройный ритм, которым связаны все участники события, и сияющий, светоносный цвет. Как и новгородская таблетка, все русские изображения Воздвижения Креста Господня обязательно передавали основные черты события, свершившегося в Иерусалиме 14 сентября 331 г. И всегда стремились русские мастера раскрывать в этом событии тот неотменимый для всего рода людского вечный смысл, который утверждают песнопения праздника, и ежегодно повторяемый в нем обряд. Стремились они и приобщать к великой радости Воздвижения над миром Креста.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet