Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст- это величайшие христианские святые, святые святители, иерархи церкви, обретшие святость как ее служители.
Все три святителя жили в IV веке новой эры, во времена, когда христианство обретало положение господствующего вероучения, и все трое прославились глубоким вкладом в развитие этого вероучения, укреплением положения Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст входят в число святых, которых также называют отцами Церкви.
О жизни всех трех святителей сохранились достоверные, восходящие к самым разным историческим источникам сведения. Принадлежащие к одному времени, прославившиеся на одном поприще, они и в судьбах своих имеют много общего.
Святитель Василий, еще при жизни прозванный Великим, малоазийский грек, родился около 330 г. в Кессарии Каппадокийской в родовитой семье и получил очень хорошее греческое образование. Он учился философии в Константинополе, а затем в Афинах; вернувшись на родину, был ритором, писал судебные речи. Но затем в жизни его случился перелом, который характерен для многих его современников: он принял крещение.
Христианство - учение, возникшее в далекой, покоренной провинции, распространявшееся поначалу среди рабов и ремесленников и презираемое потому высшими классами империи,-со временем захватывало все большее число людей высокородных, просвещенных и образованных. Оно оказалось не только сильнее старой языческой религии, но и несло также нечто новое и важное по сравнению с философией античности. Христианство вносило в распадающийся к этому времени в своих основах античный мир мысль о возможности единения людей в любви и прощении, утверждая тем самым новые, невиданные раньше нормы нравственности. Оно открывало для каждой человеческой личности путь спасения, трудный, но радостный путь победы над смертью и тленом.
Приняв крещение, Василий Великий объехал существовавшие уже к тому времени монастыри Египта и Сирии, приобщился к тем формам аскетизма, духовного труда и внутреннего самосовершенствования, которые выработало монашество, и сам основал монашескую общину в Малой Азии. Василий Великий соединил свои познания философии, ее методику с вопросами христианского богословия. Он, его брат Григорий и его друг, тоже Григорий, родом из Назианза, образовали так называемый «каппадокийский кружок», который стал центром богословской мысли всего православного мира. Со временем Василий Великий становится епископом Кессарии. Облеченный этим саном, он много делает для своей епархии, разворачивает грандиозное строительство благотворительных учреждений, но еще больше, может быть, делает для всей Церкви в целом. В это время возникшая в ней арианская ересь грозила нарушить столь важное для христианского вероучения представление о единстве Троицы, вносила пагубный раскол. Всю силу своего ума, своей философской и богословской образованности направил Василий Великий на опровержение ереси. Успеху его проповеди много способствовал и его авторитет аскета, нравственная безупречность его жизни. Деятельность Василия Великого, его труд и огромная воля сыграли решающую роль в сохранении столь необходимого Церкви единства.
Василий Великий оставил огромное литературное наследие, интерес к которому был широк и в средневековье, и в новое время. Но творение, в котором в течение веков видели его основную заслугу, - это создание чина литургии. Литургия (та главная служба христианской церкви, центром которой является таинство причастия), как считалось, была основана самим Иисусом Христом, причастившим апостолов во время Тайной вечери благословенным хлебом и вином. Эти причащения повторялись на трапезах первых христиан, сопровождаясь чтением отрывков из Ветхого и Нового Завета, молитвами, пением псалмов. Определенный порядок этих чтений и молитв - чин - сложился, очевидно, еще в апостольские времена, но хранился лишь в устной традиции, в разных местностях получая своеобразные дополнения и изменения. Единая Церковь требовала и единого чина литургии, который создал, опираясь на древние элементы, дополнил и развил Василий Великий. Он облек свое творение в письменную форму, и «Литургия Василия Великого» в главных чертах сохранилась до наших дней, в определенные дни звучит она и сейчас в православных храмах.
Святитель Григорий Богослов, родившийся в 329 г. в Назианзе в Малой Азии, как уже было сказано, был другом Василия Великого. Они одновременно изучали философию в Афинах, так же как Василий Великий, Григорий Богослов принял крещение, так же соединил философскую эрудицию с требованиями и задачами принятого им вероучения. Он принял епископский сан, и его труд был направлен на борьбу с арианской ересью, тем самым на созидание единства Церкви. В произведениях прозаических и поэтических раскрывал он суть православного учения о Боге, за что и был наречен Богословом.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet