"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Вознесения Господня
Вознесение на небо Иисуса Христа, воплотившегося Бога и Сына Божьего,- великое, завершающее событие евангельской истории, в честь него установлен один из величайших христианских праздников, входящий в число двунадесяти.
Все евангелисты рассказывают, что воскресший Иисус Христос неоднократно являлся ученикам, говорил им об их предназначении, о том, что он теперь посылает их в мир, как посылал его Отец. Явился Иисус Христос ученикам и через сорок дней после своего Воскресения, также в этот день уча и наставляя их.
Он показал им в этот день, что все случившееся с ним- его страдания, смерть и Воскресение - есть исполнение древних пророчеств, что проповедь о нем должна быть обращена ко всем народам, начиная с Иерусалима.
Разговаривая с апостолами, как рассказывает евангелист Лука, Иисус Христос вывел их из города к Вифании, к Масличной (Елеонской) горе. И там, «подняв руки свои, благословил их» и, благословляя, «стал он удаляться от них и возноситься на небо», где, как говорит евангелист Лука, он «воссел одесную Бога».
Евангелист Лука (но уже не в Евангелии, а в книге «Деяния апостолов»), кроме того, сообщает, что Иисус Христос повелел ученикам оставаться в Иерусалиме и ждать, ибо там вскоре будут они «крещены Духом Святым, примут силу, ибо на них сойдет Дух Святой». А когда, кончив речь, Иисус Христос стал удаляться (добавляет евангелист Иоанн), «взяло облако его из вида их».
И тут же появились два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда они возвратились в Иерусалим.
К этим рассказам евангелистов с древнейших времен делалось одно добавление: участницей Вознесения, наряду с апостолами, обязательно называли Богородицу. Считалось, что евангелисты не упоминали о ней, так как ее присутствие при всех последних событиях земной жизни Иисуса Христа подразумевалось как само собой разумеющееся.
Опираясь на эти сведения, искусство созидало образ Вознесения. Оно могло почерпнуть из Евангелия достаточно точные сведения о том, как это событие совершилось. Указывали евангелисты и на его великий внутренний смысл:
на заповеданную в нем проповедь Христова учения «всем землям», на то, что, вознесясь, воссел Спаситель «одесную Бога»; на то, что его Вознесение, образ его ухода с земли показывает, как он второй раз придет, вернется на землю. И кроме того, песнопения, с глубокой древности прославляющие праздник Вознесение, говорили о том, что Иисус «с земными яко человек пожив днесь от горы Елеонской вознесся во славе и падшее естество наше милостиво вознес, Отцу спосадил его».
Они славили это как чудо, которому удивляются на небе бесплотные ангелы, величая человеколюбие Иисуса Христа; говорили о той великой радости, которой исполнились в Вознесении ученики и Богородица, о том, что в этой радости стремятся исполниться и постигающие Вознесение в его празднике люди.
В византийском искусстве сложился канон для изображения Вознесения в тех деталях и подробностях, на которые указывают евангелисты, сложились приемы, помогающие увидеть чудесную суть события - Вознесения на небо Бога, имеющего человеческое естество. Унаследовав этот канон и оставив его неизменным в течение веков, русские мастера наполнили, кроме того, построенные на его основе изображения Вознесения той радостью, которую стремится раскрыть людям его праздник.
Вот три русские иконы на этот сюжет: икона, написанная московским мастером в первой половине XV столетия, новгородская таблетка, созданная на исходе этого же века, и икона, созданная новгородским художником в 1542 г.
Продолжение »
|