"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святого Николая
Святой Николай, Мирликийский Чудотворец - святой Никола - чтимый святой русской церкви, один из любимейших святых русского народа.
Святой Николай принадлежит к святым святителям, т. е. к святым, которые при жизни были святителями - епископами, митрополитами, занимавшими высшие должности в иерархии православной Церкви, и обрели святость в служении ей.
Этот тип святости сложился тогда, когда христианская религия получала все более широкое распространение и прославлялись ее церковные иерархи, когда из гонимого учения христианство становилось главенствующей религией в Римской империи и широко распространилось за ее пределы.
Именно на это время приходится жизнь святого Николая. Уроженец Малой Азии, он был свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла христианская церковь при императоре Константине Великом.
Он был епископом в городе Миры Ликийские (отсюда и его имя), чудотворцем, т. е. творившим чудеса, угодником Божиим, как говорили о нем на Руси.
Существует множество житий (жизнеописаний) Николая-Чудотворца.
На Руси были известны и житие, написанное греческим писателем Симеоном Метафрастом, и жития, созданные, дополненные в славянских землях и в самой Руси. На их основе и на основе праздничных песнопений, посвященных Николаю, сложилось и прочно вошло в народное сознание, сроднилось с ним представление о Николае-Чудотворце.
Все жития Николая-Чудотворца сходятся в том, что родился он в городе Патаре в Малой Азии у родителей достаточных, но не богатых: обладая истинным благочестием, они не гнались за большим богатством, довольствуясь необходимым.
Николай был первым и единственным ребенком у своих родителей, в чем авторы житий усматривали особый знак, словно природа сама осознала, что женщине «невозможно больше родить подобное чадо».
Жития указывают и на другие знаки, предрекавшие чудесную судьбу новорожденного: по некоторым версиям, младенец встал в купели во время крещения, по другим - отказывался от материнского молока в постные дни. «Так он рос,- говорится в одном из житий,- усваивая добрые нравы частично от родителей, а частично, как тучная земля, сам порождал их и взращивал».
Заметив достоинства ставшего юношей Николая, архиерей Мир рукополагает его в пресвитеры (священники), предсказав, что будет он «благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия».
И действительно, Николай, став священником, стяжает славу своей помощью бедным, благочестием, он посещает Святую землю, поклоняется Гробу Господню. Его, скромного, избегающего славы пресвитера, избирают епископом города Миры в Ликии, где он живет.
В это время начинаются диоклетиановы гонения на христиан, и Николая, не желающего отречься от своей веры, заточают в тюрьму. Но мирликийский епископ переживает своих гонителей. При его жизни воцаряется император Константин Великий, благоволивший к христианам, а затем сам принявший крещение. Николай выходит из заточения.
Но Церкви, освободившейся от внешних гонений, грозила другая опасность - ересь (учение, противостоящее основному учению Церкви), связанная с именем священника Ария, отрицающая единство Троицы, равносущность Бога Сына Богу Отцу. И в городе Никее был собран собор, посвященный разбору арианской ереси, в котором принял участие и Николай Мирликийский.
Все варианты жития рассказывают, что на соборе Николай твердо отстаивал единство Троицы, опровергал арианскую ересь. А в одном из житий сообщается и такая подробность: во время спора
Николай, возмущенный словами Ария, дал ему пощечину. За это, хотя собор и отвергал положения Ария, Николая решено было лишить сана епископа. Но случилось чудо. Явившиеся Иисус Христос и Богородица вручили ему атрибуты епископского сана: Иисус Христос - Евангелие, а Богородица - омофор, часть епископского облачения.
Этими основными событиями во всех вариантах жития исчерпывается рассказ собственно о жизни святого Николая, и в них жизнь его выступает лишь как служение Богу и Церкви. В остальном жития, дополняя друг друга разнообразными подробностями, рассказывают о творимом святым Николаем добре, о свершенных ради людей с помощью обретенной Божьей благодати чудесах.
В рассказах о свершенных святым Николаем добрых поступках твердо звучит мысль, очень важная для христианства: добро должно совершаться не в ожидании награды, не для удовлетворения самолюбия, а из подлинной любви к ближнему; лучше всего творить его безымянно, оставаясь неузнанным.
В одном из вариантов жития рассказывается, что в Мирах, где жил Николай, разорился один человек, прежде бывший вполне достаточным. Нищета его достигла таких пределов, что он решил трех своих дочерей, обладавших чудной красотой, сделать блудницами, чтобы они этим зарабатывали на хлеб. Замуж девушек по их бедности никто не брал.
Узнавший об этом святой Николай трижды ночью подходил к дому этого человека и метал ему в окно узелки с золотом, быстро уходя, чтобы остаться неизвестным.
Найденное золото помогло человеку спасти дочерей от блуда, выдать их замуж. Два раза он находил золото в своем доме под утро, а в третий раз сумел проследить ночью бросавшего в окно узелок святого Николая, к которому бросился с благодарностью. В ответ на его благодарность святой заповедал ему молчать о содеянном.
В другом варианте жития рассказывается также об обедневшем жителе Мир, который вынес на продажу свое последнее достояние - ковер. Ковер этот покупает у него святой Николай, а потом, не назвав себя, возвращает его жене этого человека.
Продолжение »
|