"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Снятия со креста. Положения во гроб (Оплакивания), продолжение
К ногам Учителя благоговейно склонился сосредоточенно размышляющий юный Иоанн в ослепительно алом плаще, а по обеим сторонам от креста стоят (одна за Марией, две другие - за Иосифом и Никодимом) верные Иисусу Христу последовательницы. Скорбны жесты их поднятых к ликам рук, но в самих ликах скорбь смягчена глубокой, вникающей в тайну мыслью. Стройны, не согбенны их удлиненные фигуры в алых, багряных, зеленых и оранжевых одеждах.
Строго недвижимые, замыкают они полную действия сцену, подчеркивая нераздельное со скорбным смыслом этих действий таинственное величие. И, умножая ощущение этого величия, сияет над крестом с распятым, над окружающей его группой людей, снимающих с креста его мертвое тело, золотой свет вечности, ослепительный свет яркими белильными пробелами наполняет и алые, синие, багряные и оранжевые одежды.
В первые века существования византийского искусства возникла и композиция собственно Погребения Иисуса Христа. Оно изображалось так, как представлено в «Хлудовской Псалтыри» IX века. Иосиф Аримафейский и Никодим несут спеленутое тело Иисуса Христа к раскрывающейся за ними пещере-гробу. Золотятся нимбы вокруг их голов, мерен их шаг. Как и другие мастера таких изображений, автор миниатюры стремился подчеркнуть значительность изображенного, передать благоговейные чувства, охватившие участников события.
Но эта композиция не удовлетворяла тому смыслу, который, размышляя над кратким рассказом евангелистов, прославляли в нем гимны и песнопения, поминавшие, прославлявшие это событие в службе Страстной недели. Авторы гимнов раскрывали те чувства участников события, и прежде всего Богородицы, о которых умалчивает евангельский рассказ. Бесконечным по глубине предстает в этих песнопениях ее горе по Сыну, «Владыке и Богу, Надежде и Жизни». «Принесши его с плачем, положив на колено», как гласят эти песнопения, обливая его слезами, плачет она.
«Благосердный» плач творят и Иосиф с Никодимом, сняв с древа и увидев Иисуса Христа «мертва, нага», «одевающегося светом, яко ризой». Но исполненная верой в то, что он может это совершить, Пречистая Дева обращается к Сыну с молитвой «исцелить ее злую язву, воскреснуть и исцелить печаль». И одновременно все остальные величают Страсти Христа, «песнословят погребение с воскресением».
Выработать композицию, помогающую создать зримый образ этого плача по Иисусу Христу, его Оплакивания, помогли художникам византийского мира предания о погребении Иисуса Христа, которые в раннем средневековье хранились в святой земле Палестине и которые приносили с собой паломники и крестоносцы, посещавшие эти места. В Палестине сохранялась в это время плита, на которую, как считалось, положили снятое со креста тело Иисуса Христа, на ней умастили и спеленали его, на ней отнесли во гроб.
Окружившими лежащее на этой плите готовое к погребению тело Иисуса Христа предстают оплакивающие его близкие в композициях «Оплакивание».
Эту выразительную композицию наследуют русские мастера, в XV веке начинавшие широко вводить «Оплакивание» в праздничные ряды иконостасов и создавшие замечательные произведения на этот сюжет. Но для того чтобы передать этот плач в его высоком смысле, в полноте заключенного в нем горя и одновременной полноте надежд, им понадобилось соединить эту композицию с выработанным веками и достигшим к XV столетию своей вершины умением передавать самые сильные людские чувства с целомудренной сдержанностью, умением использовать средства самой живописи - цвет, линию - для выражения смысла изображенного.
Замечательное «Оплакивание» создал в конце XV столетия мастер из поволжского города Городца. Резкие, уступчатые горки, подымаясь на бирюзовом фоне, изображают земную твердь. А в самом низу, на терракотовой прямоугольной плите - спеленутое, готовое к погребению тело Бога, творца этой тверди, снятого со креста Иисуса Христа. Нежно приподымает рукой его голову, припала щекой к его щеке склонившаяся над ним Мать - бесконечно точен, наблюден в жизни, выразителен этот жест материнской скорби и любви. Но мягок материнский лик, припавший к мертвому лику Сына, полон надежды и веры ее обращенный к нему взгляд.
Вторя ее движению, так же низко склоняются над Учителем юный, нежно касающийся его рукой, задумчиво взирающий на него Иоанн и благоговейно припавший к его ногам Никодим, в лике которого слиты надежда и печаль. А над ними в позах печали и моления встают Иосиф и женщины, в зеленых, охристых, терракотовых одеждах. В центре их, как кульминация слитых воедино скорби и надежды,- Мария Магдалина, в ослепительно алом плаще, в жесте скорби и мольбы широко распахнувшая обращенные ввысь руки, склонившая лик к распростертому на камне телу Учителя.
Плита, на которой лежит спеленутое, готовое к погребению тело Иисуса Христа, твердо ассоциировалась в русском сознании с обычным гробом. Поэтому композиция «Оплакивание» воспринималась как прощание во время Положения во гроб. Именно такая надпись над композицией «Оплакивание» располагается и на городецкой иконе. Именно образом этого величавого, полного надежды плача представало погребение Иисуса Христа, его Положение во гроб и в русском искусстве XV века, и в последующих столетиях.
Продолжение »
|