"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Рождества Христова, продолжение
В XV веке стали писать в «Рождестве Христове» Богородицу возлежащей на ложе перед входом в пещеру художники Новгорода, Твери и Пскова. Такой прием, делающий Богородицу центром иконы, стал признаком самостоятельного извода, вызревшего на родной земле и ставшего со временем основным. Также широко распахнутой предстала в произведениях этого извода земная твердь, обязательно находилось на ней место пришедшим поклониться волхвам.
Иногда изображался их путь к младенцу на конях «по звезде», иногда представали они уже прибывшими: изображались на иконах три мужа в восточных шапочках, стоящие против пещеры с драгоценными дарами в руках. Во всех этих произведениях, как бы ни отличались они друг от друга, всегда звучит тема того просветления, которое несет миру Рождество Христово, впервые так полно прозвучавшая в живописи во времена Андрея Рублева.
Кроме этого извода, в древнерусском искусстве существовал еще один вариант изображения Рождества Христова. Дело в том, что в Евангелии рассказ о рождении Иисуса Христа и о поклонении ему волхвов тесно сплетен и дополнен рассказом о неудавшейся попытке царя Ирода погубить младенца Иисуса.
Рассказ этот в Евангелии выглядит так: волхвы, идущие поклониться Иисусу Христу, пришли в Иерусалим и стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Этот вопрос о новорожденном царе встревожил царя Ирода. Он созывает первосвященников и книжников с тем, чтобы узнать у них место рождения Христа. Они ответили ему, что место это - Вифлеем.
Тогда Ирод, выведав у волхвов время появления звезды, отправляет их в Вифлеем, прося их, после того как увидят они младенца, вернуться и точно указать место, ибо он также хочет ему поклониться. Но волхвы, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, «иным путем отошли в страну свою».
Иосифу во сне является ангел и говорит ему: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф, послушавшись ангела, той же ночью, взяв Младенца и Мать, ушел в Египет.
Ирод, не дождавшись волхвов и увидав себя осмеянным, весьма разгневался и приказал «избить» (убить) в Вифлееме всех младенцев «от двух лет и ниже», что и исполнили его воины, вызывая вопли, рыдания и стоны матерей. По смерти Ирода ангел является Иосифу в Египет и велит ему возвращаться с Младенцем и Матерью Его «в землю Израилеву», так как тех, кто искал души Младенца, уже нет в живых. Иосиф вернулся и вновь поселился с Младенцем и Матерью Его в Назарете.
Этот евангельский рассказ дополняли апокрифы, которые также известны были на Руси. «Протоевангелие» сообщает, что уйти «в свою страну путем иным», не возвращаться к Ироду велит волхвам явившийся им во сне ангел. Среди «избиваемых» вифлеемских младенцев был будущий Иоанн Креститель - Предтеча Иисуса Христа. Мать Иоанна Елизавета чудом спасла его: по ее молитве раскрылась гора, и она с сыном скрылась от воинов.
Известна была на Руси и апокрифическая повесть еще об одном спасенном младенце, по имени Нафанаил: его спасает мать, спрятав под смоковницей. Считалось, что этот младенец, повзрослев, стал одним из учеников Иисуса Христа и уверовал в него именно потому, что Иисус Христос таинственным образом знал этот эпизод его детства, сказав ему при первой встрече: «Я видел тебя под смоковницей».
Еще в глубокой византийской древности сложился извод, получивший особенно широкое распространение в русской живописи конца XVI-XVII века, где собственно Рождество Христово, входящие в него обычно действующие лица и эпизоды составляют лишь ядро изображения. А вокруг этого ядра располагаются почерпнутые из Евангелия и апокрифов эпизоды о неудавшемся замысле Ирода погубить новорожденного Иисуса Христа, о том, как с помощью вышних сил удалось спасти эту только что начавшуюся и такую драгоценную для людей жизнь.
В XVII столетии такого рода изображения были в стенописи ярославских церквей, в московских, поволжских, северных иконах.
Одно из лучших и совершенных произведений этого извода - икона «Рождество Христово», написанная в середине XVII века «царскими мастерами», т.е. художниками, работавшими на самого царя для церкви Калязина монастыря, принадлежащая сейчас Центральному музею имени Андрея Рублева.
Продолжение »
|