Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Преображения Господня

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Преображение Господне - праздник в честь Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, один из важнейших христианских праздников, один из любимейших праздников русского народа. Преображение празднуется 6 августа (19 по новому стилю). Этот праздник называют часто «вторым Спасом», так как всего пять дней отделяют его от называющегося «первым Спасом» праздника «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста», который справляется 1/14 августа. Существовал (и существует) обычай святить в день Преображения первые плоды нового урожая, за что праздник этот в народном обиходе называют и «яблочным Спасом», о нем хорошо наслышаны и люди, далекие от церковной жизни. Но в древности, (как и для истинно верующих людей сейчас), несмотря на это название, красивый обряд свячения плодов никогда не закрывал собой в народном сознании то великое и таинственное событие, которое празднуется в праздник Преображения и которое предстает в его живописных образах.
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста - Матфей, Марк и Лука, рассказывают точно и ясно, ни в чем не противореча друг другу, но та тайна, которая всегда стоит за евангельским рассказом, здесь особенно явственна и глубока. Евангелие относит Преображение к тому времени, когда Иисус Христос нес людям свое учение, когда, окруженный учениками, проповедовал он его, странствуя по стране, свершая чудеса и исцеления. И вот однажды, как повествуют три евангелиста, он взял трех своих учеников - Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор. И здесь Христос стал молиться и преобразился перед ними. Лик его после молитвы излучал сияние, одежды его сделались блистающими, «как снег»: «как на земле белильщик не может выбелить»,- уточняет евангелист Марк. И явились к Иисусу Христу Илия с Моисеем- ветхозаветные, описанные в Библии пророки, и беседовали с ним, обсуждая, когда быть его исходу в Иерусалиме. Тогда Петр сказал: «Равви! (Учитель!) Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шалаша, жилища): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». «Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе»,- добавляет евангелист Марк. Когда Петр еще говорил, облако осенило их и раздался из него глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, так Его слушайте». И услышав, ученики от страха «пали на лица свои». Но Иисус сказал им: «Встаньте и не бойтесь». И когда встали, то уже ничего не было. А когда сходили с горы, велел им: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Таинственное подтверждение своей божественной природы явил Иисус Христос ученикам на горе Фавор. И те, кто воспринял его учение - то учение, которое, после того «как воскрес Сын Человеческий», понесли в мир ученики-апостолы, также восприняли как тайну, требующую глубокого размышления, Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Об этом событии не осталось апокрифических легенд и преданий, но время сохранило толкования и размышления о нем многих поколений богословов и философов - размышления, на которые отзывалось, которые развивало и уточняло христианское искусство. Размышляя о призванных к беседе с Иисусом Христом Моисее и Илие, считали, что они были избраны, так как при жизни были удостоены общения с Богом. Кроме того, Илия был живым взят на небо, значит, и небожителям через него, и царству мертвых через Моисея стало известно о приходе в мир Иисуса Христа - Искупителя. Представляли, что и с неба, и из подземного мира принесены они были для беседы с Христом ангелами.
Но с течением времени эти размышления обратились к главной части события - самому Преображению Иисуса Христа. В XIV веке богословы византийского мира истолковывали тот свет, которым проникся преобразившийся, как осиявшую его божественную энергию. Основное в Боге непостижимо, закрыто для человека, но эта истекающая светом энергия может быть им воспринята - и ее-то явил Иисус Христос людям в Преображении. Не только «воспринять» путем духовного очищения, как развивали эту мысль наиболее глубокие богословы, но и «стяжать» эту энергию может человек, он способен добиться идеального, просветленного состояния личности.
Строго следуют слову Евангелия уже древнейшие византийские изображения Преображения Господня. Они несут все главные обстоятельства события, в них воплощено в известной мере его чудесное таинственное начало. Именно этими чертами отмечено «Преображение» в иллюстрациях к «Хлудовской Псалтыри» IX века. Темно-розовыми линиями вся целиком - от подошвы до вершины - вычерчена гора Фавор. Посредине на ее уступах в позах удивления изображены апостолы: воздевшие руки Петр и Иаков и павший «на лице свое» юный Иоанн. А на вершине горы - собственно Преображение. Очерченный резкой линией голубой овал - знак света - покрывает ее, и в этом овале в голубом хитоне и ослепительно белом плаще предстают Иисус Христос в крестчатом нимбе и почтительно склонившиеся перед ним седобородый старец Илия и темноволосый Моисей.
Основные черты, которые есть в этой миниатюре, сохранила русская иконопись и именно на их основе создала в период своего расцвета образы Преображения, постигающие те таинственные глубины события, о которых размышляли поколения христиан.
Один из самых знаменитых русских образов Преображения - икона, автором которой считают русского ученика великого византийца Феофана Грека, работавшего на Руси. Она происходит из собора города Переяславля-Залесского и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet