"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Праздники
В центре древнерусской живописи - образ Иисуса Христа, образ Бога, воплотившегося ради человеческого спасения, и образ его земной Матери, Девы Марии, Богородицы, давшей ему плоть для этого воплощения, сделавшей возможной его прожитую во имя людей жизнь.
Поэтому очень важное место занимают здесь образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Также как вехи на пути человеческого спасения понимались и события из жизни апостолов, с которых началось распространение в мире «благой вести» о воплотившемся Боге и принесенном им учении, и события, связанные с утверждением этого учения в мире,- их также очень часто изображало древнерусское искусство.
Живописные образы всех этих событий, как правило, назывались праздниками. Дело в том, что еще в глубокой древности в честь большинства из них были установлены и повторялись из года в год торжественные праздники. В тот день, когда, по преданию, произошло какое-либо из этих событий, в храмах совершалась (и совершается) служба, где событие это осмысляется и прославляется, где раскрывается его неотменимый для людей, для человеческого спасения смысл.
Образ должен был помочь и помогал в этом осмыслении. Древнерусское искусство унаследовало из Византии и развило способы и приемы, которые позволяли представить священное событие в строгом соответствии с преданием, в максимальном приближении к исторической достоверности и вместе с тем, свободным от житейских мелочей - таким, каким оно должно жить в вечной памяти людей, каким предстает оно в церковном празднике.
Главных, основных церковных праздников в году насчитывается двенадцать (поэтому они называются двунадесятыми). В их число входят четыре праздника в честь событий из жизни Богородицы: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение; шесть - в честь событий земной жизни Иисуса Христа:
Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление), Вход в Иерусалим, праздник в честь обретения благодати Святого Духа апостолами - учениками Иисуса Христа - Сошествие Святого Духа на апостолов и праздник в честь утверждения христианства в мире - Воздвижение честного и животворящего Креста. Кроме двунадесятых, важнейшим праздником - праздником праздников - является Пасха, Воскресение Христово.
Поэтому главное место среди живописных изображений праздников занимают образы тех событий, что празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.
Но достаточно многочисленны в древнерусской живописи и образы некоторых событий, празднование которых в число двунадесятых не входит: образы Воскрешения Лазаря - последнего чуда, совершенного Иисусом Христом перед смертью, которое празднуется накануне Входа в Иерусалим, в так называемую «Лазареву субботу»; образы Жен-мироносиц у гроба, Уверения Фомы - событий, подтверждающих великую и радостную тайну Воскресения Иисуса Христа, которые вспоминаются в две первые недели после Пасхи.
Но церковных праздников в прямом смысле слова нет в честь очень важных событий из жизни Христа: в честь его страданий и смерти, ценою которых куплено человеческое спасение, в честь его мук, которые называют «Страсти Господни». Действительно, муки, страдания, смерть трудно, да и, как кажется, просто невозможно соединить со словом «праздник».
Церковь вспоминает страдания и смерть Христа на службах особой, Страстной недели, предшествующей Пасхе, совпадающей по времени с самым суровым, Великим постом. Но «спасительными» именуются страсти Христа в посвященных им службах. И вспоминая всю полноту пережитых Спасителем страданий, всю бездну горя, сопровождающего его муки и крестную смерть, в службах Страстной недели неуклонно раскрывается глубинный, светлый спасительный смысл Страстей Христовых.
Страсти Христовы вместе с праздниками входят в единый круг годовых богослужений, который, преодолевая время, делает нас соучастниками великих событий, послуживших делу человеческого спасения.
Страсти Христовы с древнейших времен изображала древнерусская живопись, до наших дней дошли их очень ранние изображения в росписях храмов. И так же, как в службах Страстной недели, изначально стремились художники передать муки Иисуса Христа со всей исторической достоверностью и вместе с тем раскрыть их спасительный, светлый и радостный смысл.
Но особенно ясно этот спасительный, светлый смысл страстей зазвучал в произведениях русских мастеров XV века, в созданных ими иконах. Не случайно именно с этого времени вводят художники изображения страстей в иконные ряды, называемые праздничными, куда входили образы основных событий - праздников, где представлен весь путь спасения.
С течением времени и за образами Страстей Христовых закрепляется название «праздник». Странно для нас звучит это слово в применении к неправому суду над Спасителем; к мукам и унижениям, которые перенес он после этого суда; к его мучительной крестной смерти, к его скорбному оплакиванию и погребению.
Но удивительные русские иконы подтверждают правомерность такого названия, и в него нужно хорошенько вдуматься, это поможет вникнуть в смысл живописных праздников, составляющих замечательную страницу художественного наследия Древней Руси.
Как круг церковных праздников и служб Страстной недели из года в год неотменимо напоминает весь путь, пройденный воплотившимся Богом, его земной Матерью, его учениками и последователями ради людского спасения, так праздники живописные - и в образах событий светлых, и в образах событий исходно скорбных и печальных - несут зримый образ этого великого, безмерно радостного для человека пути.
Продолжение »
|