"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Богородицы, продолжение
Икона «Богоматерь Донская», чтимая, считавшаяся чудотворной, также многократно повторялась и дала свое имя еще одному своеобразному русскому типу изображения Богоматери, особому варианту-изводу «Умиления». Список с этой иконы стал главной святыней основанного в XVI веке московского Донского монастыря.
Кроме изображений типа «Умиление», многочисленными и любимыми были в древнерусском искусстве изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались «Одигитрия». Это название, в переводе с греческого означающее «Путеводительница», первоначально носила древняя, приписываемая апостолу Луке икона, которая хранилась в Константинополе и была главной святыней всей Византийской империи. Многочисленны были списки с этой иконы, закреплявшие, как всегда, основное, главное в ней. Таким образом сложился торжественный тип изображения указывающей путь Богородицы. «Одигитрии» существовали в древнерусском искусстве с древнейших времен, но особенно часто обращались к этому типу изображения художники XV-XVI столетий, когда Русь начинала видеть в себе наследницу Византийской империи, наследницу ее культуры, ее святынь.
И одной из лучших русских икон такого типа считается «Богоматерь Одигитрия», созданная в 1482 г. великим древнерусским художником Дионисием, принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее. Эта икона написана не на золоте, а на нежно-бирюзовом фоне - этим цветом, напоминающим небесную лазурь, стали иногда передавать негаснущий свет вечности художники XV века. И на этой нежной лазури на иконе Дионисия необычайно ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Как всегда в композициях «Одигитрия», изображена она в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки. Загадочен его лик с невиданно высоким, как бы увиденным с нескольких сторон, куполом лба, величава фигура, окутанная золотыми одеждами, ярко белеет на их фоне свиток с учением, сжатый его левой рукой. А правая рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу. Нежный, мягкий, серьезный, написанный прозрачными розовыми охрами лик Богородицы исполнен высокого и радостного покоя, который обретает она в этом молении, в обращенном к миру сыновнем благословении. И этот покой, это светлое умиротворение изливает ее взгляд, проникновенно и открыто обращенный к тем, кто стоит перед иконой.
В верхних углах иконы изображены мягко и спокойно склонившиеся перед несущей мир Владычицей архангелы Михаил и Гавриил - предводители небесного, ангельского мира. Светлое, спокойное умиротворение несет и весь строй иконы: гибкие, плавные, певучие линии, описывающие контуры фигур, складки одежд, цвет иконы, в котором спокойно соединены нежная бирюза, глубокий коричневый, зелень и золото одежд, розовые охры ликов.
Иногда «Богоматерь Одигитрию» Дионисия и другие иконы, совпадающие с ней во всех деталях, называют «Богоматерь Смоленская». Дело в том, что, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» хранился, окруженный глубоким почитанием, в Смоленске. Но Смоленск в XIV веке был отторгнут от Руси, входил в состав Литовского государства, и общерусскую известность хранившаяся в нем «Одигитрия» получила только в 1514 г., когда город вошел в состав Московского княжества.
С этих пор не только многочисленными становятся списки с «Одигитрии Смоленской» (не сохранившейся до наших дней), но и иконы, написанные ранее, но совпадающие с ней в основных чертах, получают ее имя. Это имя отделяет их от других икон «Одигитрии», наделенных какими-либо своеобразными деталями, от других ее изводов, которые сложились на Руси и также получили свои имена от древних святынь, хранившихся в разных местах,- «Одигитрия Тихвинская», «Одигитрия Седмизерская», «Одигитрия Грузинская». Все они раскрывали разные грани и оттенки в образе Богоматери Путеводительницы.
С древнейших времен существовал в древнерусском искусстве тип изображения Богоматери, который называется «Оранта» (по-латински - «молящаяся»). Мотив Моления Богоматери за людей присутствует, как мы видим, и в «Умилении», и в «Одигитрии», но там он предстает в сложном соединении с выражением материнской любви, а в «Оранте» составляет главную черту, основной смысл образа: Богородица изображается здесь одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Хотя предание и не указывает прямого источника «Оранты» в творчестве апостола Луки, такие изображения находят уже в живописи катакомб, где скрывались гонимые христиане; твердо и бережно сохранило их искусство Византии и Древней Руси. Дело в том, что ясный и выразительный жест Богоматери Оранты обретал еще и высокий символический смысл в связи с одним древним, ветхозаветным преданием. В Библии рассказывается, что во время одной битвы пророк Моисей молился за свой народ. И народ его побеждал, пока подняты были в молитве руки пророка, а как только он их от усталости опускал, начинали одолевать враги. Видя это, Моисей превозмог усталость и не опускал воздетые в молении руки до исхода битвы, и народ его победил.
Продолжение »
|