"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святых апостолов Петра и Павла, продолжение
Эта проповедническая мощь, основанная на любви и вере, никогда не оставляет Петра. Заключенный в «Деяниях апостолов» рассказ о его дальнейшей жизни - это рассказ о свершенных им бесчисленных обращениях людей в христианство. Чудесные знамения сопровождают его проповедь.
Проповедуя среди иудеев, он многих обратил в свою веру, а когда недовольные этим, оставшиеся верными прежней религии иудеи доносят о нем царю и тот заключает его в темницу, его из темницы выводит ангел. Петр совершает множество исцелений и даже воскрешает умершую девочку. Слово Петра обращалось не только к иудеям, но и к живущим рядом с ними язычникам; он крестит, обращает в Христову веру людей самых разных национальностей. Это вызывало нарекания иудеев, принявших христианство.
Они считали, что Иисус Христос приходил прежде всего к их народу и что крестившиеся язычники должны по крайней мере соблюдать старые обычаи иудейской религии. Но чудесное видение и голос самого Иисуса Христа подтвердили, что Петр поступает согласно его завету: Спаситель искупил грехи всего рода людского, всемирной должна стать его Церковь, в которую может войти, обретя веру, человек любой национальности.
И созиданию всемирной Церкви отдает себя апостол Петр. Он покидает Палестину и, странствуя, учреждает христианские общины в Сирии, Понте, Каппадокии, Риме. По апокрифическому преданию (сведений о смерти Петра нет в «Деяниях апостолов»), в Риме, где он стал епископом- главой местной христианской общины, он и принял мученическую смерть. Здесь начались гонения на христиан, и проповедь Петра вызвала недовольство властей.
Он был приговорен к распятию. Не желая оскорбить Иисуса Христа уподоблением ему в смерти, Петр, согласно преданию, просит распять себя вниз головой и, претерпевая мучения, творит проповедь до тех пор, пока не испускает дух.
Апостол Павел, второй верховный апостол, не только не входил в число двенадцати учеников Иисуса Христа, но и не знал его при жизни.
Как рассказывают о нем «Деяния апостолов», он был сыном иудея, получившего римское гражданство, и сам поэтому был римским гражданином, что в покоренной стране было свидетельством высокого положения. Отсюда и его римское имя Павел, по-еврейски его звали Савлом. Отец его был фарисей и воспитал его в строжайшей приверженности ко всем правилам и обычаям иудейской веры. Он получил специальное религиозное образование, был «наставлен в вере» знаменитым законоучителем Гамалиилом.
Все это сделало из юноши Савла ненавистника и гонителя появившихся при нем в Иудее первых христиан только что возникшей христианской Церкви. При нем был забит камнями христианин диакон Стефан, он «влачил в темницы» христиан - и мужчин, и женщин. Для преследования христиан Савл специально отправляется в Дамаск.
Но на пути в Дамаск чудесный свет озаряет и ослепляет его, и он слышит голос с неба: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Когда упавший на землю Савл хочет узнать, кто говорит с ним, голос ответил: «Я, Иисус Христос, которого ты гонишь». В ужасе Савл спросил, что ему делать, и Иисус Христос ответил, что идти в Дамаск, и там ему будет сказано это.
Ослепшего от света Савла за руку доводят до Дамаска, где он три дня оставался слеп и не ел. В этом городе был христианин Анания, которому явился Иисус Христос и велел найти Савла и возложить на него руки, чтобы он прозрел. Анания ответил на это, что ведь Савл известен как страшный гонитель всех «призывающих имя Христа». Но Христос говорит ему, что человек этот - «избранный сосуд Мой, чтобы возвещать имя Мое, что суждено ему много страдать».
Исцеленный Ананией Савл принимает крещение и сразу же начинает проповедовать Христа.
Сошедший на Павла духовный свет очистил его, превратив его в тот избранный сосуд, который прозрел в нем Христос: неистовость гонителя христианства превратилась в великую энергию созидателя Церкви, ложная фарисейская премудрость превратилась в подлинную мудрость, неотделимую от света веры. Претерпевая гонения, он утверждает слово Божие в Аравии, Киликии, Галате, Македонии, Афинах, Коринфе, Эфесе.
Проповедуя и в иудейских общинах, которые были в этих странах, он еще шире, чем Петр, обращается к язычникам. Именно Павлу принадлежат знаменитые слова: «В царстве Божием нет ни эллина, ни иудея». Они замечательно точно выражают смысл христианства как всемирной, обращенной ко всем людям без изъятия религии, сменившей религии различных народов и племен.
«Деяния апостолов» рассказывают, что вернувшийся в Иерусалим после очередных странствий Павел был схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но, как римский гражданин, отправлен для суда в Рим.
Чудесно избежав многих бедствий морского путешествия, он прибывает в Рим, где, согласно «Деяниям апостолов», его оправдывает суд. Но апокрифические предания, дополняющие это произведение, гласят, что через некоторое время, когда начались гонения на христиан, Павел, одновременно с Петром, был там казнен страшной, мучительной казнью.
Продолжение »
|