"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), продолжение
Проповедь Иоанна Предтечи, как гласит Евангелие, становится причиной его смерти. В своих речах он обличает правителя Ирода (наследника того Ирода, который устроил избиение младенцев) за то, что он взял в жены жену своего брата Иродиаду. Ирод сажает Иоанна в темницу, но казнить его боится, так как Иоанна глубоко чтит народ.
Тогда Иродиада уговаривает свою дочь, падчерицу Ирода, плясать перед царем на пиру и попросить в награду за пляску голову Иоанна Предтечи. Ирод, восхищенный ее пляской и давший слово исполнить ее желание, посылает в темницу палача, и тот приносит отрубленную голову Иоанна на блюде. Ученики Иоанновы погребли его тело.
Евангелие сохраняет слова Иисуса Христа об Иоанне Предтече о том, что он лучший «из рожденных женами». «Евангелие Никодима» рассказывает, что Иоанн открыл правду о пришедшем в мир Спасителе не только на земле, но и людям, томящимся в бездне ада.
«Концом пророков» называли Иоанна христиане, так как он не только предсказал явление Иисуса Христа, но и видел это пророчество сбывшимся, видел Иисуса Христа явившимся во плоти. За это пророчество, за то, что по своей проповеди Иоанн является предшественником, Предтечей Иисуса Христа, высоко чтит его христианство.
Церковные песнопения прославляют его, подчеркивая его пророческий дар, добровольное отшельничество, его мученичество за правду.
Иоанна Предтечу начало изображать еще искусство первых христиан, сначала в сцене «Крещения», а потом и одного. Оттуда почерпнуло искусство Византии, а затем и Древней Руси характерные черты Иоанна, всегда узнаваемые черты длинноволосого зрелого мужа. Почти обязательной стала и его одежда из верблюжьего волоса - милоть.
«Конец пророков», Иоанн Предтеча представал в той же одежде, что и древнейший пророк - отшельник Илия.
Но в этих узнаваемых чертах каждый мастер стремился передать ту духовную высоту, память о которой хранит предание. Как всегда при изображении святого, стремился каждый художник сделать зримым невидимое обычному житейскому взгляду преображение этих черт, которое рождено этой духовной высотой.
Государственной Третьяковской галерее принадлежит знаменитая, одна из древнейших русских икон Иоанна Предтечи, созданная в Москве в конце XIV века, «Иоанн Предтеча - ангел пустыни». Мастер избрал для нее извод, в котором особенно ясно звучит мотив относимых к Иоанну библейских слов об ангеле, «посылаемом приготовить путь Господу», о его «гласе, вопиющем в пустыне».
За долгие века утрачена надпись с именем Иоанна - обязательный атрибут иконы, потерто золото, означающее окружающий его свет вечности, потерт в некоторых местах и красочный слой, но ясно «читается» на иконе сама фигура стройного, одетого в милоть и плащ смуглоликого, бородатого человека, за плечами которого широко распахнуты крылья в напоминание о его великом, близком к ангельскому подвигу пророчестве.
В жесте пророчества - в выразительном жесте речения - поднята его десница, а в левой- свисток, на котором это пророчество начертано: «Покайтесь, приближается царство небесное и секира уже лежит при корне». Весь облик Иоанна дышит таинственной, преобразившей его плоть силой, позволяющей ему это пророчество свершить.
Ощущение яркого, наполняющего эту плоть свечения рождают светлые охрения и положенные плотными мазками пробела рядом с глубокими темно-зелеными тенями на руках, шее и лике. А в лике ощущение идущей от него светоносной силы еще умножено сиянием ослепительно алого цвета, которым очерчен нос, написаны сомкнутые губы.
И словно вобравший в себя всю эту силу, вдохновенен, светел взгляд Иоанна, он прозревает грядущее, видит царство небесное, обретенное ценой покаяния.
Раскрывая высокий источник пророческого дара Иоанна, икона подтверждает тем самым и неколебимую истинность самого его пророчества. Сохраняя в памяти людей вдохновенный образ Предтечи Иисуса Христа, она утверждает и непреходящий смысл обращенного им к людям призыва к покаянию, увлекает им.
Огромное множество изображений Иоанна Предтечи в древнерусском искусстве происходит из композиции, называемой «Дёисус» («Дёисис»). «Деисус», как уже говорилось, по-гречески означает «моление», и композиция эта представляет вечное моление святых перед Иисусом Христом за человеческий род.
В центре ее помещалось изображение Спаса, справа от Спаса - его Матери, людской заступницы Богородицы, а слева от Спаса представал молебщиком за людей Иоанн Предтеча, «лучший из рожденных женами»; за ними могли быть изображены и другие святые.
Одна из самых знаменитых русских деисусных икон Иоанна Предтечи - принадлежащая сейчас Центральному музею имени Андрея Рублева в Москве икона из Николо-Пешношского монастыря, созданная во второй половине XV столетия московским мастером, последователем Андрея Рублева.
Продолжение »
|