Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Богородицы, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Не за один народ, а за весь род человеческий молит Богородица, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. И в образах Богородицы Оранты настойчиво выделяло искусство черты величавой Владычицы мира: имя «Нерушимая стена» получили эти изображения на Руси. Изображения Богоматери Оранты по древней традиции помещали в конхе (навершии) алтаря - главного места храма. «Нерушимой стеной» предстает она в мозаиках, украшающих конху Св. Софии Киевской. Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная величия и устойчивой мощи, поднимается над алтарем, над всеми, кто находится в церкви, фигура облаченной в сине-золотые одежды Богородицы. Непостижимости исполнен ее лик, ясно и твердо воздеты вверх ее руки - ненарушаема, ничему не подвластна молитва Оранты, обращенная вверх, к изображенному в куполе могучему Спасу Вседержителю.
Со временем, также с глубокой древности, в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на ее груди диск, где, окруженный сиянием славы, представал младенец Иисус Христос, возникал как бы знак того таинственного воплощения, вочеловечивания от нее всемогущего Бога, которое дало ей мощь Владычицы мира и нерушимую силу ее молитве. Этот тип изображения получил в Византии название «Богоматерь Великая Панагия» («Панагия» по-гречески - «Всесвятая»).
«Великой Панагией» является одна из древнейших и знаменитейших русских икон, которую иногда еще называют «Орантой Ярославской», так как до передачи ее в Государственную Третьяковскую галерею она хранилась в Спасском монастыре города Ярославля. Эту икону относят к раннему, «домонгольскому» периоду древнерусского искусства; существует даже гипотеза (правда, не очень достоверная, вызванная к жизни в основном необычайной значительностью произведения) о том, что автор ее - первый, легендарный русский живописец Алимпий.
Подлинной Владычицей мира предстает Богородица в «Ярославской Оранте». Словно изваянный, наполненный блистающим светом, непостижим в своей совершенной красоте, величав и замкнут ее лик. Величава и ее стройная фигура, недвижимыми складками ложатся вокруг нее пронизанные густым золотым свечением багряно-алый мафорий и исчерна-зеленая туника. Торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь окружающий мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, и в нем, окруженный этим светом вечности, воплотившимся великим Богом является изображенный младенец Иисус Христос. Загадочной силы полон его окруженный кресчатым нимбом безвозрастный, светоносный лик. Грандиозная мощь ощутима в его фигуре, покрытой традиционными одеждами Спаса Вседержителя - белым хитоном и сверкающим на его фоне алым гиматием. И утверждая радостный смысл этого воплощения, делая зримой действенную силу молитвы Богородицы, вторя движению ее рук, обеими широко распахнутыми руками благословляет младенец тот мир, который осеняет она жестом Оранты. Венчая икону, в двух верхних ее углах помещены в симметричных кругах сияющие белизной, сверкающие алым и золотым изображения архангелов Михаила и Гавриила. Благоговейно сосредоточенны их обращенные ввысь светоносные лики и сами их позы: радостно постигают высокий смысл заступничества Богородицы, открывающуюся тайну вочеловечивания Бога предводители горнего мира.
«Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля уникальна не только по своей древности и по художественной высоте, но и потому, что не сохранилось не только ее прямых повторений, но и сам ее извод очень редок в древнерусском искусстве. Здесь утвердились не ростовые, а полуфигурные изображения Богоматери с вочеловечившимся от нее младенцем в лоне, более отвечающие прямому, непосредственному обращению к ним верующего человека. Эти полуфигурные изображения Богоматери получили на Руси название «Знамение», т.е. знак, так как знаком спасения, знаком начала новой жизни было воплощение сына от Девы, о чем писали еще в древних библейских пророчествах. Изображения типа «Богоматери Знамение» особенно распространены были в Новгороде и его землях, так как, по древнему преданию, икона «Богоматерь Знамение» спасла в XII веке новгородцев в битве с осадившими, город суздальцами и с тех пор почиталась покровительницей, палладиумом города.
Эта чтимая чудотворная икона цела до сих пор, но древняя живопись сохранилась на ней лишь фрагментарно, ее дописали, дополнили в XVI веке. Но и в таком виде предстающий на ней образ Богородицы наделен величавой таинственностью, неотделимой от свершающегося в ней чуда воплощения. Оттенок загадочного величия несут, как правило, и изображения «Богоматери Знамение», созданные в самое разное время и в разных областях Древней Руси.
В молении представляют Богоматерь не только иконы типа «Оранты», но и ее многочисленные изображения из композиции «Деисус». Деисус, как уже говорилось, и значит «моление», только не по-латыни, а по-гречески, и композиция с этим названием изображает моление Богородицы и святых перед Иисусом Христом за человеческий род. Центром композиции может быть «Спас Вседержитель», и тогда молящиеся тоже изображаются по пояс, а если в центре «Спас на престоле» или «Спас в силах», то и молящихся представляют в полный рост.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet