Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы святого Николая, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Одежды святого Николы - одежды православного архиерея - имеют глубокий символический смысл, указывающий на высокое назначение священнослужителя. И напоминая об этом, пишет их мастер. Четко очерчивает он золотом надетую на шею святого Николая золотую епитрахиль, означающую благодать Святого Духа, сходящую на священнику для свершения святых таинств, точно выводит узор на ней. Глубоким багряным тоном пишет он покрывающую торс святого фелонь, прообразом которой послужил хитон, в котором претерпел страсти Иисус Христос. Белым с золотым приплеском, с золотыми крестами по черному изображает лежащий на плечах святого Николая омофор - широкую полосу ткани, означающую положенное на плечи заблудшее «овче» - человечество, которое вслед за Иисусом Христом, как и он, кладут себе на плечи служители Церкви. Покровенной рукой на омофоре держит святой Николай Евангелие - источник его веры, источник преобразившей его силы, и жарким алым цветом горит его обрез, сверкают на желтизне переплета драгоценные алые и голубые камни. Таким, каким он должен жить в людской памяти, изображает новгородский художник Мирликийского Чудотворца, и, пожалуй, из всех древних определений применимо к созданному им величавому образу определение «правило веры».
Знаменит образ святого Николая, созданный в 1502-1503 гг. великим русским художником Дионисием во фресках, которыми он украсил собор Ферапонтова монастыря. Полуфигура святого с благословляющей десницей и Евангелием в другой руке располагается здесь на одном из сводов над алтарем. Широко распахнуты над молящимися руки святого; словно окончательно утратило вес, приблизившись к существам горнего мира, его тело, облаченное в белоснежную фелонь с голубыми крестами. Знакомые черты лика смягчились, и исполненный мудрости взгляд проникновенно обращен к молящемуся. Святой Никола во фресках Ферапонтова монастыря - яркий пример того воплощения древней двуединой песнопенной формулы «правило веры и образ кротости», которого достигало русское искусство в созданных им в XV—XVI веках образах Мирликийского Чудотворца.

Многочисленны в древнерусском искусстве житийные иконы Мирликийского святителя, где в середине (в среднике) дано его изображение, а вокруг идут клейма жития - эпизоды жизни. Одна из таких икон, созданная первоклассным московским мастером в начале XVI века, принадлежит Центральному музею имени Андрея Рублева в Москве. В среднике святой Николай стоит в полный рост, торжественно подняв в благословении десницу, в другой руке держа Евангелие. Мягок его спокойно взирающий на молящихся лик, драгоценную красоту обретают на его легкой фигуре святительские одежды - знак его сана, знак его служения: темно- и светло-вишневыми крестами сияют фелонь и омофор, каменьями горят желтый конец епитрахили и изображенная на его бедре палица - золотистый ромб, символ меча духовного, сверкает каменьями и золотистая крышка Евангелия. А с двух сторон от святого Николы изображены те, кто дал ему атрибуты святительства, подтвердив его высокий смысл: Спас, протягивающий ему Евангелие, и Богородица, дающая омофор. Ясным подтверждением чудодейственной силы святого развертываются вокруг средника клейма. Они начинаются в верхнем левом углу сценой рождения (единственное утраченное от времени клеймо), а затем идут сцены детства: «отказ в пост от материнского молока» - над отпрянувшим от матери младенцем склоняются отец и мать; потом - приведение Николы родителями в учение к наставнику-монаху. В трех клеймах изображается поставление в сан - в диаконы, в священники и в епископы. В остальных клеймах - изображение свершенных святым чудес и добрых дел. Два клейма представляют чудеса на воде, где так «скор в помощах» Никола. В них, окруженная горками, предстает морская стихия, и в одном плывет по ней корабль с корабельщиками, ведомый Николой, в другом вытаскивает он за руку утонувшего Димитроса. Три клейма изображают святого Николу спасителем от судей неправедных: он останавливает занесенный над тремя мужами меч палача; является ночью спящему императору и утешает заточенных в темницу стратилатов. Есть клеймо, изображающее изгнание беса: маленький черный чертик выскакивает по молитве святого из обнаженного бесноватого. Спасение Агрикова сына от плена предстает возвращением его и трапезой с родителями. Среди этих чудес два клейма посвящены тайно свершенному доброму делу: святой Никола покупает ковер и отдает его жене продавшего. Завершаются все клейма последним прощанием со святым и его погребением.

Во всех клеймах так же легка, светла фигура святого, как и в среднике. Свет творимого им добра преображает все вокруг: легки золотистые и нежно-зеленые горки, стройные палаты и башни, среди которых свершается действие, сверкают алые, зеленые, белые одежды их участников. Стройный ритм связывает клейма между собой, торжественным венцом окружают они средник, представая не просто рассказом о жизни святого, но одновременно похвальным словом в честь него.
Иконы святого Николы на Руси высоко чтились, о некоторых из них создавались сказания, возникали своеобразные литературные произведения. Так, был любим рассказ о «Николе Зарайском» - древнем, привезенном из греческого города Корсунь образе, при котором «зразилась», самоубилась вдова убитого татарами рязанского князя. Или, например, почиталась икона «Николы Великорецкого» - по широко распространенным легендам, она чудесно явилась на реке Великой. В честь этих древних образов писались их повторения, возникали самостоятельные русские изводы изображения святого Николы. Так, житийная икона из Центрального музея имени Андрея Рублева в своей композиции восходит к «Николе Зарайскому», и ее с полным правом называют этим именем.
Широкую народную любовь обрел святой Николай-Чудотворец на Руси, многочисленны здесь его храмы. И в этой любви, в глубоком постижении личности мудрого и кроткого Чудотворца из Мир Ликийских большую роль сыграли его глубокие, яркие образы, созданные древнерусским искусством.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet