Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы преподобного Сергия Радонежского

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Преподобный Сергий Радонежский - любимый, самый почитаемый и знаменитый из собственно русских, «просиявших» в родной земле святых. Значительное место занимают его образы в древнерусской живописи.
Преподобными, т.е. очень подобными Богу, называют святых, которые при жизни были монахами и в монашестве прославились, стяжали благодать. Уже само это имя святых монахов говорит об особом почитании монашества, о признании его высокой роли. Монахи, по-русски называемые еще иноками,- люди, ушедшие от мира, давшие обет безбрачия, посвятившие себя служению Богу. Монашество возникло в первые века существования христианства из стремления как можно более полно следовать заветам Иисуса Христа, догматам новой религии, не отвлекаясь на суету мира, на его соблазны. В III-IV веках нашей эры монахи-отшельники уходили в пустыни Палестины и Сирии. Там основались и первые обители - монастыри. Монашество в самом начале своего существования дало великих святых, святых преподобных, и само монашеское движение широко распространилось в христианском мире.
На Руси монашество появляется фактически одновременно с принятием христианства, и уже Киевская Русь знала святых монахов, святых преподобных. Существовали в ней и многочисленные, знаменитые монастыри. Как и вся Русь, и монастыри, и монашество понесли тяжелый урон во время татаро-монгольского нашествия. Преподобный Сергий Радонежский жил всего через сто лет после этих трагических событий, в XIV вехе, когда гнет Орды еще тяжело давил на Русь, и с этим трудным и важным временем для Руси связана и его жизнь, и даже сам его монашеский подвиг.
Представить себе жизнь и подвиг Сергия Радонежского, без чего невозможно понять его образы в иконописи, мы сейчас, к счастью, можем довольно полно. Сохранились сведения о нем в различных исторических источниках, в русских летописях. И что очень важно, первое житие Сергия Радонежского было написано человеком, близко его знавшим, его учеником, знаменитым русским писателем Епифанием. Завершив свой труд через 25 лет после смерти Сергия Радонежского, Епифаний пишет, что он начал его еще при жизни святого, записывая многое о нем «в свитки и тетради».

В XV веке именно это житие, написанное очевидцем, было переработано другим знаменитым писателем, Пахомием Логофетом, и стало главным источником сведений о Сергии Радонежском вплоть до наших дней. Согласно житию, преподобный Сергий Радонежский родился в ростовских землях, в первой половине XIV столетия, когда митрополичий престол занимал митрополит Петр. Отец Сергия Кирилл был ростовский боярин, прежде богатый, а затем разорившийся, так как «часто приходила татарская рать, тяжелы были татарские поборы, часто приходилось ему ездить с князем в Орду».
Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, были, по сведениям жития, люди благочестивые и праведные, «ибо не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен воссиять, родился у неправедных родителей». Кроме родительского благочестия, приводит житие еще два чудесных события, которые указывали на необычную судьбу ребенка Кирилла и Марии. Когда мать еще была беременна им, в церкви на литургии младенец трижды вскричал у нее в утробе, повергнув в страх и изумление и мать, и всех бывших в храме. Со временем этот случай был истолкован как знак того, что в будущем ребенок будет глубоким почитателем Святой Троицы. Родившегося младенца родители окрестили Варфоломеем (Сергий - его второе, монашеское имя). Когда пришло время, Кирилл отдал Варфоломея и двух других своих сыновей учиться грамоте, но, в отличие от братьев, Варфоломей грамоту постигнуть не мог, что очень огорчало и его самого, и родителей, и учителя. Так продолжалось до тех пор, пока однажды отец не послал его в лес искать пропавшую лошадь. Там в лесу под дубом мальчик увидел старца в священнических одеждах с чудесным, светлым лицом. Старец позвал Варфоломея, и в ответ на его ласковые расспросы мальчик рассказал, что печалит его незнание грамоты, неспособность к ней. Тогда старец протянул ему кусок просфоры (хлеба для причастия), велел съесть и сказал, что с этого времени, по благословению Божьему, узнает он грамоту, овладеет книжным учением. И действительно, уже вернувшись из леса домой, Варфоломей сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. С этих пор стал он преуспевать в книжном учении, обретая мудрость не от людей, а по благословению Бога.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet