"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы святого Георгия
Святой Георгий, Георгий Победоносец - один из почитаемых, любимейших святых Древней Руси.
Святой Георгий принадлежит к святым мученикам - к тому типу святости, как принято говорить, который сложился в первые века существования христианства. Дело в том, что при самом возникновении христианства римские власти отнеслись к нему с презрительным равнодушием, как к учению, родившемуся в покоренной стране и распространяющемуся преимущественно среди низших классов населения. Но в очень непродолжительный срок все изменилось. К еще при жизни апостолов на христиан обрушились гонения: верные своему единому Богу, христиане отказывались почитать обожествленных римских императоров, поклоняться их статуям; в своих проповедях, привлекавших к себе все больше людей, обличали они распутные нравы империи, твердо звучала в этих проповедях мысль о неправедности богатства, о людском братстве и равенстве.
Гонения на христиан отличались страшной жестокостью, особенно при императорах Нероне (37-68 гг.) и Диоклетиане (243-318 гг.). Христиан распинали на крестах, подвергали изощренным пыткам, бросали в цирках на растерзание диким зверям. И необычайна, беспримерна была твердость, с которой выносили эти муки гонимые,- твердость, которая коренилась в самой религии, которую они исповедовали, за которую умирали. Ведь религия эта дала им веру в то, что бытие человека не кончается с его земной жизнью, что, искупив страданием грехи в этой жизни, человек обретает право на Царство Небесное. Страдание понималось как путь к этому царству. Оно уподобляло, приближало человека к Иисусу Христу, добровольно пострадавшему за людей.
Погибшие в гонениях мученики глубоко почитались единоверцами-христианами как «стяжавшие в вере благодать», которая укрепила их человеческое естество, позволила им претерпеть нестерпимое. Церковь канонизировала их как святых.
Претерпел муки и смерть за веру и святой Георгий, реально живший в III веке новой эры. И как обо всех мучениках, тщательно береглась поколениями о нем память, постепенно обрастая легендами. С течением времени на основе этих легенд, как стала того требовать церковь, составилось житие - письменное, последовательное жизнеописание святого. Первое житие святого Георгия появилось очень рано - в V веке. Но впоследствии оно не раз подвергалось литературной обработке, легендарные детали получали более строгое согласование. И на Руси главным образом использовался вариант жития, сложившийся в XI веке.
Это житие рассказывает, что святой Георгий был юношей знатного рода, уроженцем Каппадокии в Малой Азии, входившей в то время в состав Римской империи. Он был христианином, и когда при Диоклетиане с новой силой вспыхнули гонения, Георгий отказался от звания и богатства и отправился к императору отстаивать свою веру. Силой своей веры святой Георгий обращает в христианство императрицу Александру, но император Диоклетиан заключает его в темницу.
Согласно житию, после заключения в темницу Георгия подвергают чудовищным пыткам, каждой из которых достаточно, чтобы сломить волю человека и просто убить его: его избивают, «секут на воздусях» (подвешенное тело при таком сечении не имеет опоры), заливают ему в горло расплавленное олово, сажают на раскаленного металлического быка, пытают колесованием (привязанного к колесу прокручивают, прижимая к заостренным пикам).
И все это выдерживает Георгий, черпая силу в вере, в обретенной им Божьей благодати. Тогда по приказу императора палач отрубает Георгию голову.
В самом житии, в рассказе о чудесно перенесенных пытках ясно звучит мотив победы Георгия, ставшего угодным Богу святым. Но еще отчетливее этот мотив зазвучал в рассказах о чудесах святого, которыми со временем стало дополняться житие. В этих рассказах говорится о посмертных чудесах, свершенных уже обретшим вечную жизнь угодником Христа. Георгий совершает чудо над неверующим сарацином: тот стреляет в икону святого, но стрела возвращается и ранит его, и потрясенный сарацин принимает христианство. Георгий наказывает купцов, расчетливых в своем благочестии. Он умножает стада обретшего подлинное благочестие скотовода.
Но наибольшее значение для прославления чудесной силы Георгия, наибольшую известность получил рассказ, существовавший и в Византии, и на Руси в виде отдельного произведения, по-древнерусски называющегося «Чудо Георгия о змие».
«Чудо Георгия о змие» повествует, что в некоем городе Ласие правил царь по имени Сельвий, который был язычник и идолопоклонник. Город процветал, но вот в трясине недалеко от него завелся чудовищный змий, который начал пожирать жителей. Царь собрал войско и пошел с ним на змия, но змий поднял волнение в трясине, и войско не смогло даже подойти близко к нему. Тогда царь издал приказ, по которому жители должны по очереди отдавать змию своих детей, а в случае, когда дойдет очередь до царя, он обещал отдать ему свою единственную дочь. Дети все были отданы змию, и царь, оплакав, отправил к нему дочь, царевну Елисаву.
«Но человеколюбивый Бог,- гласит рассказ,- не хотящий смерти грешника, но чтобы обратился на путь и был жив, пожелал явить знамение через преславного великомученика Георгия». Георгий в это время еще был жив и возвращался мимо Ласия на родину, в Каппадокию. Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о змие. Георгий спросил, какому Богу верят она и ее отец. Девушка ответила: «Гераклу, Скамандру, Аполлону и Артемиде», на что Георгий ответил: «А ты уверуешь в моего Бога. Не страшись и будь спокойна». Возвысив голос, он вознес молитву, прося явить знамение и повергнуть чудовище к его ногам, дабы уверовали язычники. И с неба сошел глас: «твои молитвы дошли, делай, что задумал».
В это время приблизился змий, и святой, осенив себя крестом, бросился на него, и змий упал к его ногам. Георгий взял у девушки пояс и поводья со своего коня и, «по устроению Божию», связал змия и велел девушке вести его в город. Девушка повела змия, и они пришли вместе в город, где люди поначалу стали в ужасе разбегаться. Но Георгий велел им не бояться и уверовать в истинного Бога Иисуса Христа, и тогда он убьет змия. Жители восславили Иисуса Христа и Троицу, и святой обнажил меч, убил змия и вернул дочь царю. После чего Георгий позвал александрийского епископа, и тот крестил царя, дочь его и весь город - «примерно двести сорок тысяч человек».
«Чудо Георгия о змие» необычайно похоже на бесчисленные в мировом фольклоре и мифологии рассказы о богатырях и героях, побеждающих чудовище. Сходство это так велико, что сейчас уже невозможно сказать, на какие события из жизни реального каппадокийского Георгия опирается этот рассказ. Но при всем этом сходстве герой рассказа именно каппадокийский мученик, каким сохранился он в памяти народной, юный воин, побеждающий не физической силой, а мощью духовной. Духовная сила героя, обретенная им благодать подтверждаются особенно ярко и убедительно в этой столь важной для народного сознания победе над змием, выступают особенно наглядно в традиционном древнем сюжете.
Поэтому святой великомученик Георгий получил второе имя - Победоносец. Именно этой своей победоносной сути обязан святой Георгий, юный каппадокийский воин, широте почитания его, захватившей весь христианский мир.
Продолжение »
|