"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Рождества Христова
Рождество Христово - рождение, воплощение, приход в мир Спасителя - одно из важнейших событий евангельской истории. Праздник в честь него, справляемый 25 декабря (7 января по новому стилю), входит в число двунадесятых, любимейших народом праздников. Естественно поэтому, что древнерусское искусство на всем пути своего развития изображало Рождество Христово, художники разных поколений созидали его живущий в вечной памяти образ.
Рождество Христово описано в Евангелии: о нем повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста - Матфей и Лука. Кроме того, в Палестине и прилежащих к ней странах существовали многочисленные апокрифы, предания о рождении и детстве Иисуса Христа. Наиболее достоверными считались те предания, которые вошли в «Протоевангелие»; дополненный ими евангельский рассказ и стал основой для изображения Рождества Христова в искусстве.
Евангелие говорит о Рождестве Иисуса Христа как о событии, исполненном величавой тайны. Его предсказывали людям древние пророки: «благую весть» о том, что у нее родится, что от нее чудесно воплотится Сын Божий, приносит Деве Марии посланный к ней архангел Гавриил.
Но пришедший в мир, воплотившийся Бог и Сын Божий принимает всю полноту человеческого естества, все сопряженные с этим естеством муки и унижения, он обретает, как говорили в древности, «зрак раба». И немногословный текст Евангелия точно и ясно рисует не только лишенную всяких атрибутов величия, но отмеченную почти убогой простотой обстановку рождения Спасителя.
Будущая Мать Иисуса Христа. Дева Мария, выйдя из храма, где она росла, живет в семье своего обручника Иосифа, который, хотя и принадлежит к знаменитому роду Давида, но по профессии - простой плотник. В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти ее в том месте, откуда происходит его род.
И Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета, где он в то время жил, в Вифлеем, город рода Давидова. В Вифлееме плотнику Иосифу и Марии не находится места в гостинице, и они вынуждены остановиться под городом, на поле, где пастухи «держали ночную стражу», т.е. стерегли свои стада.
И здесь, на этом поле, в пещере, как уточняет «Протоевангелие», где был заброшенный хлев, - совершается Рождество Христово, Мария рождает сына. И первой его колыбелью становятся ясли - кормушка для скота: сюда, спеленав, кладет мать новорожденного.
Но этому событию, свершившемуся в убогой простоте, в пустынной тиши и тайне, радуются вышние силы, прославляют его сошедшие на землю ангелы. Начинает постепенно раскрываться его величие и людям. Один из ангелов сообщает о свершившемся пастухам, которые пасут скот неподалеку от пещеры, и они вместе со стадами приходят первыми поклониться младенцу. А с востока на поклонение спешат умудренные в книжных пророчествах жрецы - волхвы.
Их ведет зажегшаяся в ту ночь необыкновенно яркая звезда, которая останавливается прямо над пещерой, над новорожденным. Пришедшие волхвы приносят ему драгоценные дары - золото, ладан, миро. Апокриф называет в числе свидетельниц Рождества еще двух женщин - повитух, позванных Иосифом. Помощь их оказывается ненужной, так как чудесное рождение было безболезненным, и Мария сохранила в нем девическую чистоту.
Изображать Рождество Христово начали очень рано, еще первые, гонимые христиане в катакомбах Рима. И с течением времени византийское искусство выработало стойкий канон, унаследованный от него и искусством Древней Руси. Канон, позволяющий соединить вместе все эпизоды предания о Рождестве, представить его в той сути, в которой живет оно в людской памяти и торжествуется в ежегодном празднике.
Образец этого древнего, пришедшего на Русь канона - миниатюра конца XI века, украшающая созданное в Константинополе рукописное Евангелие. Прямо посреди листа - черный проем пещеры. Но художник не ведет в него, а пользуется традиционным византийским приемом представлять происшедшее внутри предмета, изобразив его вовне, перед ним. Он изображает на черном фоне пещеры ясли со спеленатым младенцем.
Рядом с яслями не лежит, а торжественно восседает Богородица - ведь чудесное рождение не доставило ей мук, не утомило ее. Потрясение от свершившегося выражено на ее лице, легко и трепетно касается она рукой изголовья Сына. В кормушку, ведь пещера заброшенный хлев, заглядывают вол и осел - символ двух народов - иудейского и языческого, которым равно принес спасение Иисус Христос, а рядом пасутся стада - символ всей земной твари, на которой тоже должно отозваться рождение Божьего Сына.
Продолжение »
|