Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Рождества Пресвятой Богородицы

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Среди годового круга праздников одно из важнейших мест занимает Рождество Пресвятой Богородицы - праздник в честь рождения Девы Марии, земной Матери Иисуса Христа, в честь «начатка нашего спасения», как говорится о нем в церковных песнопениях. Рождество Богородицы входит в число двунадесятых, т.е. двенадцати основных, праздников этого круга. Оно празднуется 8 сентября (21 по новому стилю). В Древней Руси год начинался с осени, и это был первый праздник года. Множество церквей было посвящено этому празднику - чтимому народом Всечестному Рождеству Пресвятой Девы.
Бесчисленны были поэтому в живописи изображения Рождества Богородицы. Но никаких сведений об этом событии не содержит евангельский текст. Источником, из которого почерпнуты эти сведения, «словом», которое воплощали художники, в данном случае была известная со II века апокрифическая, т. е. дополняющая Евангелие, повесть, которая первоначально так и называлась «Повесть о рождении Девы Марии», но больше известна под названием «Протоевангелия» или «Первоевангелия». Автором ее считается, по преданию, Иаков, сын от первого брака Иосифа, обручника Марии, ставший со временем первым христианским епископом Иерусалима. Личность автора, человека, которого называли «Братом Господним», служила на Руси подтверждением достоверности «Протоевангелия».
«Протоевангелие» начинается с рассказа о благочестивых супругах Иоакиме и Анне, долго остававшихся бездетными. Бездетность в древности была не только большим несчастьем, но и большим позором, так как считалась знаком неблагословения Бога. «Протоевангелие» повествует о скорби благочестивой иудейской четы и о том, что священник в храме отвергает принесенную традиционную жертву Иоакима и Анны как не имеющих потомства. Повергнутый в отчаяние Иоаким покидает после этого свой дом, уходит за город «к стадам своим», где предается молитве, решив остаться здесь, «пока Господь не снизойдет к нему». Предается отчаянию и оставшаяся дома Анна. Но обоим расставшимся супругам является ангел, который предсказывает, что у них будет ребенок, что Анна зачнет и родит дитя, о котором будет говорить мир. Получив эту благую весть, Анна обещает посвятить будущее дитя Богу. Возвращающегося домой Иоакима у ворот города встречает обрадованная Анна, и с этого дня «он обрел покой в доме своем», как гласит «Протоевангелие». И в положенный срок Иоакиму и Анне было воздано по их вере - через девять месяцев Анна родила в доме Иоакима дочь, «которую нарекла Марией».
Когда девочке исполняется шесть месяцев и она, встав на ноги, совершает свои «первые семь шагов по земле», мать, помня свой обет посвятить долгожданную дочь Богу, приглашает только «чистых дев иудейских» ухаживать за ней. А отец, Иоаким, когда девочке исполняется год, созывает на торжественный пир старейшин и священников, и первосвященник благословляет малютку Марию великим благословением. В три года, во исполнение обета, родители отводят девочку в храм.
Рассказывает «Протоевангелие» и о чудесной жизни девочки в храме. Завершается оно сообщениями о тех главных событиях из жизни Марии, о которых более кратко повествует уже само Евангелие: о Благовещении - принесении ей благой вести, о будущем рождении у нее Спасителя и о самом этом рождении - Рождестве Христовом, дополнив рассказ о них некоторыми подробностями.
Названное когда-то «Повестью о рождении Марии», произведение Иакова, как мы видим, повествует о самом рождении чрезвычайно кратко, как о естественном рождении человеческого дитяти, называя лишь место - дом Иоакима, где оно свершилось, и имя, полученное новорожденной. Но совокупность эпизодов, которыми в «Протоевангелии» окружено рождение Марии, твердо указывает на особую судьбу новорожденной, а значит, на особый смысл самого Рождества. Как свидетельствует фольклор почти любого народа, само по себе рождение ребенка у бесплодной прежде женщины понималось как указание на такую судьбу. А о рождении ребенка у Анны, о его грядущей славе, кроме того, предсказывает ангел. О предначертанном величии свидетельствует и материнский обет, так удачно исполнившийся в чудесной жизни девочки в храме. И наконец, повторяя и дополняя евангельские эпизоды, «Протоевангелие» рассказывает о Благовещении и Рождестве Христовом, напоминает о том главном, чем ознаменована жизнь рожденной Анной дочери,- о вочеловечивании от нее Иисуса Христа.
В византийском искусстве была выработана основа, совокупность приемов, позволяющих воплотить в живописи Рождество Богородицы так, чтобы это воплощение отвечало смыслу «Протоевангелия», могло передать все реальные обстоятельства ее рождения и указать на тот высокий смысл этого рождения, который утверждают и сама повесть, и все представления о личности Богоматери. Эту основу, называемую каноном, унаследовало древнерусское искусство, и на этой хорошо усвоенной основе уже в древнейший, домонгольский период были созданы русскими художниками прекрасные образы Рождества Богородицы, дошедшие до нас во фресках и в убранстве древних храмов.
Чтобы составить представление об этих образах, лучше всего обратиться к «Рождеству Богородицы», украшающему знаменитые, созданные в XIII веке Златые врата Рождественского собора в Суздале. Это изображение замечательно и по своему художественному уровню, и по абсолютной сохранности благодаря технике исполнения - золотой наводке на меди, в народе называемой «огненным золочением».
Вверху того прямоугольника, который отведен на вратах под эту композицию, тонкой золотой линией начертано как всегда в византийском и древнерусском искусстве, «словом» назван образ. И тоже как всегда надпись, как хорошо знакомая, легко узнаваемая, дана в сокращении. На современном русском языке она бы полностью выглядела как «Рождество Пресвятой Богородицы». А под надписью не столько изображено, сколько обозначено то место действия, которое называет предание- дом Иоакима. Он предстает целиком, как бы увиденный извне: слева той же точной и тонкой линией очерчено прямоугольное строение, обозначающее сам дом, а справа, отдельно от дома, легкая арка, навес изображает вход в него. И на фоне этих строений, а значит, согласно древней, еще византийской традиции, внутри них - ложе, на котором торжественно возлежит родильница Анна. Окруженный золотым нимбом, сосредоточен, самоуглублен ее лик. Обретя покой после перенесенных страданий, она вникает в свершившееся, стремится постичь его великий смысл.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet