Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Автор третьего Евангелия - Лука, христианин из язычников

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Он был уроженцем сирийского города Антиохии, получил хорошее греческое образование, был врачом. Лука принял крещение от апостола Павла, и его образованность соединилась с другим, духовным просвещением. Он становится спутником Павла, его утешителем в гонениях.
И если в Евангелии от Марка, как считают, слышится голос апостола Петра, то в Евангелии от Луки звучит голос второго верховного апостола - Павла. Сам Лука пишет, что он стремится передать «по тщательном исследовании» и «по порядку» слова и дела Спасителя. Написанное по-гречески, обращенное к христианам из язычников, это Евангелие утверждает веру в Иисуса Христа как Спасителя мира. Кроме Евангелия, Лука написал «Деяния апостолов» - книгу, также вошедшую в Новый Завет.
Предание связывает Луку с Девой Марией. Просвещенный и образованный человек, он обладал и умением художника. Обретший и просвещение духовное, он пишет первые иконы Богородицы, одобренные ею самой и послужившие основой для всех дальнейших ее изображений. Иоанн - четвертый евангелист- сын Зеведея и Саломии, также следовавшей Иисусу Христу и служившей ему, ставшей одной из жен-мироносиц.
В юности Иоанн рыбачил на Генисаретском озере, но вскоре ушел в пустыню к Иоанну Предтече. Иоанн Предтеча указывает Иоанну на Иисуса как на Мессию, и он становится учеником Иисуса Христа. Иисус Христос выделяет Иоанна из двенадцати, в число которых тот вошел. Он делает его свидетелем своего Преображения, во время Тайной вечери Иоанн «возлежит» на груди Учителя, его сыновним заботам Иисус Христос оставляет свою Мать.
Как и на всех других апостолов, на Иоанна во время «Пятидесятницы» нисходит Святой Дух, и он начинает проповедь учения Христа, но до Успения Богородицы не покидает пределов Палестины.
Затем он избирает местом жизни и проповеди Малую Азию, Эфес. При императоре Домициане он был сослан на остров Патмос, где ему было видение будущих судеб мира, описанное им в книге «Откровение (Апокалипсис)», которая также входит в Новый Завет. Иоанн прожил долгую жизнь и умер 113-летним старцем.
По легенде, Евангелие он написал в очень преклонных годах, по желанию своих учеников, которые просили его дополнить остальные три Евангелия.
Действительно, Евангелие от Иоанна отличается от предыдущих трех. Он избирает и иные моменты из жизни Иисуса Христа: если три других евангелиста преимущественно рассказывают о его служении в Галилее, то Иоанн говорит о его жизни в Иудее и Иерусалиме, о его спорах об истине в храме с фарисеями и книжниками. Более таинствен сам слог Евангелия, много места уделяет Иоанн тайне воплощения вечного Сына Божия. Пространнее, чем в других Евангелиях, излагаются здесь речи Иисуса Христа, обращенные к ученикам, его призывы к любви как пути к спасению. Легенда утверждает, что престарелый Иоанн, постигая истину, диктовал текст Евангелия своему ученику Прохору.
От времен раннехристианских сохранила живопись узнаваемые черты евангелистов - величавых мужей Матфея, Марка, Луки и глубокого старца Иоанна. Чаще всего в византийском и древнерусском искусстве их изображали именно за созданием Евангелия и чаще всего всех четырех, хотя существуют и изображения каждого евангелиста в отдельности. Образам творцов Евангелия придавалось особое значение, поэтому занимали они, как правило, строго определенное место в храме. По древнейшей традиции, их располагали на так называемых парусах - на четырех сводах, поддерживающих купол, в котором изображался Спас Вседержитель. Образ Спасителя как бы поддерживают, несут те, кто поведал о нем миру.
Именно так располагались изображения четырех евангелистов, выполненные в мозаике, в одном из древнейших русских храмов - в Св. Софии Киевской. Полностью сохранным дошел до наших дней образ евангелиста Марка. Драгоценной смальтой выложено золото фона - «свет вечности»; по нему огромными исчерна-коричневыми буквами по-гречески написано имя изображенного - «Святой Марк». А под надписью он сам, темноволосый муж в хитоне и гиматии, предстает за созданием Евангелия: он восседает за своего рода пюпитром, на котором распахнута книга, над написанием которой он трудится. Сложный ракурс передает и поворот Марка к книге и делает его хорошо видимым зрителю. Живым движением подняв руку со стилем (заостренной палочкой для письма), он словно задумался. И дума эта, открывающая истину, безмерно глубока, она наделяет величавым, отрешенным сосредоточением окруженный нимбом, словно изваянный смальтой лик, всю фигуру в голубовато-сиреневых, легших недвижимыми складками одеждах.
Зримо величав, раскрыт в своей сути и результат труда: распахнута, развернута на зрителя огромная книга, нежно сияющая золотым обрезом листов, над которой трудится Марк, и на ее белоснежных страницах тонкими черными буквами начертано по-гречески начало созданного им Евангелия. И в вечном свете памяти навсегда остается все, что связано с трудом евангелиста, преображены тем же величавым смыслом все точно переданные, ясно видимые предметы, связанные в древности с реальным трудом по созданию рукописной книги. Торжественно рисуется на золотом фоне само кресло евангелиста, его подножие, украшенное по торцу простым геометрическим орнаментом. Ясно читается на золотом фоне и золотисто-коричневый стол-подставка, и на его развернутой к зрителю столешнице точно оконтурены голубой смальтой, словно «впечатаны навек» закрытый пробкой сосуд с чернилами и ножички для затачивания стиля.
В последующие века четырех евангелистов за созданием Евангелия очень часто изображали на царских вратах - на главном входе в алтарь-святая святых церкви. Замечательный образец таких врат - созданные в первые годы XVI столетия царские врата села Кострицы на Новгородчине.
На обеих створках врат попарно располагаются четыре композиции, изображающие четырех евангелистов, создающих Евангелие. На левой - Иоанн, а под ним Лука, на правой - Матфей, а под ним Марк. Иоанн представлен на острове Патмос диктующим Евангелие ученику Прохору. Золотисто-зеленые горки с пещерой в них обозначают место действия. На их фоне старец Иоанн, воздев лик и руку к небесам, словно внимает идущей оттуда истине и, протянув другую руку, передает ее сидящему перед ним и за ним записывающему Прохору. Нежно-зеленые и нежно-желтые легкие башни, перевитые алыми велумами, означают «дома», в которых трудятся три другие евангелиста: задумавшийся с алой книгой в руках Матфей, перед которым на столике стоит чернильница и лежит стиль; пишущие на табличках Лука и Марк. И всем им истина предстает не в величавом покое, а как осиявший их свет: он ложится вспышками на их лики, ослепительными пробелами пронизывает одежды. И как знак энергии, которую этот свет несет погруженным в сосредоточенный труд евангелистам, клубятся складки пронизанных им одежд. Образы евангелистов в древнерусском искусстве всегда выражали исконное глубокое почитание к ведающим истину и несущим ее людям, создателям Евангелия,- то уважение к христианскому слову и заключенной в нем истине, которое составляет характернейшую черту древнерусской культуры.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet