"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), продолжение
Икона «Иоанн Предтеча» из Пешношского монастыря - единственная уцелевшая из деисуса, в который она когда-то входила. Очевидно, центром его был поясной Спас Вседержитель, так как по пояс изображен здесь облаченный в традиционные для него милоть и плащ, узнаваемый, как узнаваем живой человек, Иоанн Предтеча.
Точно соответствует смыслу деисуса, в котором в вечном молении передает он Спасу людские молитвы, его поза и ракурс. Простертые к Иисусу Христу одновременно распахнуты перед молящимися на иконе его руки; его лик неуловимыми мягкими переходами представлен и склоненным перед Иисусом Христом (почти в профиль написан лоб), и видимым стоящему перед иконой человеку, обращенным к нему.
Глубок, сосредоточен и вместе с тем кроток и мягок его взгляд. С пророческой мудростью вникая в молитвы людей, он исполняется светлым состраданием к ним, тихо и неустанно молит о них Спаса. Это мягкое сострадание, сосредоточенный покой молитвы преображают его облик, саму его плоть.
Мягкость обретают на иконе знакомые черты Иоанна Предтечи, меньше и светлее становятся глаза, не ал, а нежно-розов рот.
Воплощая внутренний покой и тишину, абсолютно слитными, виртуозными «плавями» (как говорили в старину) написаны сам лик, обнаженная шея и руки, спокойна и певуча линия силуэта, строгому, спокойному ритму подчинены даже складки его зеленоватых одежд.
Умиротворение и светлый покой рождает эта икона, представившая великого пророка в сострадательной молитве за людей - молитве, силой своей преобразившей его облик, подчинившей себе все его естество.
Особую роль играли изображения Иоанна Предтечи в XVI веке, во времена Иоанна Грозного. Иоанн Предтеча - небесный патрон грозного царя, в честь него он был крещен, и этим объясняется в некоторой степени частое обращение к этому образу мастеров, особенно находившихся в достаточной близости к царю.
Но, кроме того, в это трагическое для Древней Руси время с особым напряжением люди вникали в образ «лучшего из людей», ища в нем опоры и помощи.
Большой интерес среди образов Иоанна Предтечи XVI столетия представляет икона из Стефано-Махрищского монастыря, также принадлежащая Центральному музею имени Андрея Рублева. Отмеченная бесспорной художественной высотой, она, кроме того, очень вероятно, была создана по заказу самого Иоанна Грозного.
Икона из Стефано-Махрищского монастыря - это «Иоанн Предтеча - ангел пустыни», но новое звучание обретает в ней древний извод.
На темно-оливковом фоне, каким во времена Грозного стали изображать пребывание святого в ином, вечном измерении, предстает крылатый Иоанн Предтеча. Он одет в те одежды, по которым в иконописи узнают пророков, гиматий и милоть. Узнаваемый лик Иоанна Предтечи безмерно печален, мысли и безудержной скорби полны его глаза.
Скорбь наложила необычайно глубокие, невозможные на обычном человеческом лице морщины на его лоб, словно продолблены бесконечными слезами небывалые морщины, пересекающие щеки.
Пророческий дар, преобразивший облик Иоанна Предтечи, обрекает его на бесконечную скорбь: так страшны открывшиеся его мудрости человеческие грехи, как ведом ему печальный и трудный путь правды. И в подтверждение этого ведения держит он в левой руке чашу с собственной отрубленной головой.
Рожденная мощью скорбного прозрения, необычайно отчетливо и настойчиво звучит его проповедь: свиток с текстом о древе и секире вьется из-под чаши. Чуть ниже он предстает в образе: изображены древо и секира при корне.
Но и в своей бесконечной печали хранит Иоанн Предтеча торжественное величие позы, в жесте благословения поднята его десница: при всех открывшихся ему безднах людской жизни верует он в покаяние, убеждает, что трудный путь правды остановит секиру, лежащую при корне древа.
И чтобы выразить этим светлый исход скорби Иоанна Предтечи, мастер гармонией самой живописи смягчает драматизм образа. Величава, ясна сама композиция, в сдержанный, но стройный аккорд соединяются цвета иконы: оттенки темной зелени, вишневого, коричневого, светлеющих охр со вспышками алого, с мерцанием золотого нимба.
Художник и глубокий мыслитель написал для Иоанна Грозного икону его небесного патрона. Страдальцем за людские грехи, избравшим мученический путь как путь к свету, умеющим на этот путь увлечь, этот свет указать, увидел он «лучшего из людей».
Образы Иоанна Предтечи, созданные древнерусским искусством на всем протяжении его истории, всегда были связаны с вечно тревожащими человека вопросами его совести, его нравственного отношения к миру.
Продолжение »
|