Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Воскресения Христова, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Вот, например, «Воскресение Христово», написанное в первой половине XVI века замечательным новгородским мастером (сейчас принадлежит Центральному музею имени Андрея Рублева в Москве). На этой иконе, как и положено, подымаются по углам горки, означающие землю, чернеет внизу адская бездна, в которую, окруженный бирюзовой мандорлой, в сияющих золотым светом одеждах, спускается Иисус Христос.
Движение и цель движения нерасторжимо слиты в его фигуре: напоминая о его нисхождении в ад, о его движении вниз, словно встречным потоком воздуха взвит вверх конец его одежд, а сам он мягко нагнулся к подымаемому из гроба Адаму, к нему по перекрестью адских врат ступают босые ноги Царя Славы.
Печать пережитых страданий лежит здесь на лике Иисуса Христа. Лик Иисуса выражает беспредельное внимание. Всю полноту прощения и понимания несет Спаситель исстрадавшемуся Адаму. За Адамом встают Давид и Соломон, Иоанн Предтеча и пророк Даниил. А с другой стороны встает из гроба коленопреклоненная Ева, за которой идут Моисей со скрижалями Завета, его брат - первый священник Аарон, Авель в пастушеских одеждах. С обеих сторон изображены и не целиком видные лики, и головы стоящих сзади. Усиливая ощущение многолюдного шествия, подчиняет мастер всех - и видных целиком, и видных частично - единому поступательному ритму.
Золотом, словно отражающим золото нимба Иисуса Христа, горят нимбы над всеми головами: зеленые, алые, коричневые одежды людей глубиной и богатством цвета противостоят черноте бездны, говорят об их приобщении к спасительному свету. Но не открытую радость выражают их лики. Написанные светящимися розоватыми охрами по очень темному санкирю, они обращены друг к другу и к Иисусу Христу с выражением ищущей мысли.
Спасенное человеческое множество предстает здесь объединенным размышлением о той цене, которая заплачена за его спасение. Размышлением высоким и очищающим - ибо только высоким трудом, борьбой за собственную душу обретает человек право на то спасение, ради которого принес себя в жертву, сходил в бездны ада Иисус Христос.
Древняя, традиционная форма изображения Воскресения Христа как Сошествия во ад всегда сохранялась в древнерусском искусстве. Но рядом с ней возникла в XVII веке еще одна форма под влиянием западного искусства. Дело в том, что в западном искусстве Воскресение Христа изображалось, как на Руси говорили, «по самомышлению», т.е. не прямо опираясь на текст Евангелия или апокрифа, а предполагая от себя, как бы оно могло быть. Представляя Воскресение Христово, западные художники обычно изображали гроб, спящую стражу и подымающегося из гроба Иисуса Христа, часто окруженного сияющим в ночи светом.
Вот этот-то тип изображения усвоили русские художники, когда во второй половине XVII столетия на Русь достаточно широко стали поступать западные гравюры. Но все-таки этот новый способ, передающий событие не только «по самомышлению», но и с чисто внешней стороны, не удовлетворял их до конца, и они соединили его с привычным им образом Сошествия во ад. Так возникла оригинальная композиция. Ее можно хорошо себе представить на примере созданной в 1680 г. иконы «Воскресение Христово» из церкви Ильи Пророка в Ярославле.
В верхней части иконы, в ее центре, из гроба, окруженный сиянием, подымается Иисус Христос. Прямо перед гробом круглый отваленный камень, сбоку - спящая стража, а слева, на горах- Иерусалим. Внизу, окруженный мандорлой Иисус Христос сходит в ад, попирает адские врата и правой рукой изводит из гроба Адама. Сверху от поднявшегося из гроба Иисуса Христа в ад нисходят ангелы. И двое из них, войдя сквозь мощные ворота в ад, сковывают золотыми цепями Сатану. А из черной адской бездны поднимается вслед за Адамом людская толпа и, обогнув мандорлу Иисуса Христа, в направлении, обратном ангельскому движению, поднимается вверх, где изображены врата рая, а за ними и сам рай в виде сада. Среди восходящих к раю можно различить и Предтечу, и Давида, и Соломона, и ветхозаветных пророков. А в райском саду видны и благообразные Илия и Енох, и полуобнаженный разбойник с крестом. Стремясь как можно больше выразить смысл Воскресения Христова, его место в евангельской истории, мастер дополняет изображение другими ее событиями. В правом углу иконы на берегу Генисаретского озера изображены воскресший Иисус Христос и призванные им ученики, те, кто поведают о нем миру. Слева - Распятие, Оплакивание Христа и приход ко гробу женщин - Жен-мироносиц. А вверху над воскресшим Иисусом Вознесение - событие, завершившее его земную жизнь.
Красиво, нарядно, празднично симметричное шествие ангелов и праведников, подчеркнуто праздничен и цвет иконы, где рядом с темной зеленью очень много золота, горит малиново-алый, сияет белый цвет. Интересны многочисленные подробности в изображении и древнего текста Евангелия Никодима, и собственно евангельских событий. Но эта икона, как и другие иконы того же типа, как раз за этими мелкими подробностями утратила глубину образа, которую несли русские образы Воскресения Христова, следующие древней отточенной форме Сошествия во ад.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet