Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской

Образы Крещения Господня - Богоявления, продолжение

  
Андрей Первозванный
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Выразительные образы Крещения Господня сохранились уже от древнейшей, домонгольской эпохи древнерусского искусства, и среди них один из самых замечательных - «Крещение», входящее в число изображений, украшающих Златые врата Рождественского собора в Суздале XIII столетия. Под надписью, как и на древней миниатюре, в самом центре изображен стоящий в водах Иордана Иисус Христос. Но принцип изображения «внутри предмета» как изображение на его фоне уже был выработан и усвоен искусством, и «воды» не скрывают стоящего во весь рост Иисуса Христа, а ложатся вокруг своими гибкими золотыми линиями-волнами.
Прямо в крестчатый нимб упирается золотой поток света со стремительно летящим голубком и указующей Отчей рукой. Иисус Христос буквально «явлен» здесь зрителю с чудесными знаками, указующими на его природу. И подтверждая эту природу, могучей мысли, прозревающей грядущее, исполнен его лик, чуть преувеличенной, а потому загадочной силой дышит вся его фигура. А правой рукой он благословляет стоящую в водах Иордана колонну с крестом - знак его судьбы, судьбы воплотившегося, явившегося Божьего Сына. Так же, как на Хлудовской миниатюре, справа от Иисуса Христа на берегу Иордана в виде зрелого длинноволосого мужа, повернувшегося в профиль и взирающего ввысь, изображен Иоанн Креститель. Но он не просто взирает вверх, а в страстном и резком движении потрясенно обращен к вещающим чудо небесам. А слева от Иисуса Христа, на другом берегу, изображены два ангела. Их нет в евангельском тексте о Крещении, но представление о том, что они неизменные Божьи спутники, было твердым, и песнопения, посвященные Крещению, поминают их. Присутствие их само по себе подтверждает божественную природу Иисуса Христа. Но, кроме того, «покровенны» их руки в знак великого почтения к свершающемуся, и один из них воздел руки и потрясенный лик к раскрывшемуся небу, второй в глубоком раздумье протягивает их к Христу. Потрясены чудом явления Божьего Сына верные ему служители горнего мира.
Необычайно глубокие образы Богоявления, вносящие ранее неведомые оттенки в истолкование этого события, остались нам от XV-XVI столетий, классического времени русского иконописания. Вот, например, одно из замечательных среди них: «Крещение», написанное в 1497 г. для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Следуя знакомой древней традиции, под надписью «Крещение Господа нашего Иисуса Христа», в центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос, на которого указует отчая рука, к которому летит в луче света голубь. И по традиции, восходящей к глубочайшей древности, в водах Иордана фигуры старца и юноши - олицетворения реки, а рядом с ними плещутся рыбы. Но иной характер обретают здесь знакомые черты явившегося Бога. В его фигуре, описанной гибкой линией, удивительно сплавлены сила и почти парящая легкость, и, словно указуя на таинственную природу этой силы, вся его плоть и даже ослепительно белая повязка на чреслах пронизаны светом. Светом проникнут и его обращенный к стоящему перед иконой лик Спасителя. Глубокую, всепроникающую и всепонимающую мысль и неотделимое от этого понимания твердое, мужественное сострадание выражает он.
Облик Иисуса Христа так ясно проявляет здесь его чудесную природу, что, постигая чудо, не к небу, а к нему обращены все участники события - и Предтеча, и ангелы на другом берегу. Благоговейно касается его рукой, совершая обряд, Иоанн, и это благоговение тем более трогательно, что не только не утратил здесь своей традиционной мощи Христов Предтеча, но она еще подчеркнута широким очерком его фигуры. Светоносны, детски чисты лики ангелов, нежен весь облик одетых в зеленые, голубые, оранжевые одежды, размышляющих о светлом и сострадательном Боге его служителей. Пронизано светом и все окружающее Иисуса Христа: сияют изумрудно-зеленые воды Иордана, ослепительный свет ложится на вершины золотистых горок, золотым свечением объемлет все изображенное фон иконы.
Как уже было сказано, Крещение Господне празднуется 6 января. В годовом круге праздников оно 12 днями отделено от Рождества Христова. Между этими двумя праздниками издревле располагалось самое веселое и радостное время года - святки. Святочные радости, забавы и веселья известны нам до сих пор по многочисленным описаниям в русской литературе. И в образах Рождества Христова, и в образах Крещения Господня в русском искусстве никогда не исчезал мотив радости, которую несет миру и рождение, и явление ради него Бога.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet