"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Спаса, продолжение
Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название «Спас Вседержитель». Понятие «Вседержитель» выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе и по сути может быть отнесено к любому образу Спаса. В этом наименовании воплотилось твердое представление о нем как о вершителе судеб, представление о том, что Иисус Христос, принесший в мир спасение, во всем равен и «единосущен» Отцу - Творцу и Создателю этого мира.
Уже в живописи катакомб - в пещерах, где скрывались первые, гонимые христиане,- возникли образы Спаса, к которым определение «Вседержитель» стало применяться как название, образы, в которых представление об Иисусе Христе как о Владыке мира воплощалось наиболее полно. Главные черты этих изображений унаследовало искусство Византии; сохранила их и Древняя Русь.
«Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием, хотя сами представления об этой силе и величии менялись с течением времени, зависели и от эпохи, когда жил художник, и от его личного опыта.
По стойкой традиции, Спас Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах церквей, так как само здание церкви имело символическое истолкование: оно понималось как корабль, где верующие спасаются от бурь и треволнений житейского моря, как Дом Господень, а его средняя часть, над которой поднимался купол,- как небо, которое уготовано Иисусом Христом спасенным им, принявшим его учение людям.
До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших русских храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.). Грандиозной мощи исполнены здесь черты Иисуса Христа, его величаво спокойный лик, кисти его рук, вся его фигура, окруженная мерцающим сиянием золотой смальты. Золото сверкает и в его одеждах - царственном пурпуре хитона, в великолепном синем цвете плаща. Сверкающей смальтой выложены драгоценные камни на перекрестии нимба, на золотом переплете Евангелия.
Поистине Владыка мира, которому «небо служит троном, а земля подножием ног», как говорили о Вседержителе в древних текстах, взирает на людей, благословляя их, с купола киевского Софийского собора.
Очень близок к нему по характеру образа был и «Спас Вседержитель», написанный в куполе Св. Софии Новгородской, отделенной от Св. Софии Киевской всего пятьюдесятью годами. И этот образ всемогущего владыки мира, каким изображается Спас Вседержитель в древнейших русских храмах, созданных в первые века после принятия Русью христианства, внушает мысль о надежности того спасения, к которому он указывал путь: оно предстает частью утвержденного им, подвластного ему миропорядка.
Интересно, что новгородцы именно с образом Спаса Вседержителя в куполе Софийского собора связывали существование своего малого мира - града Новгорода: снизу, из храма, благословляющая десница Спаса представлялась сжатой в кулак, и новгородцы считали, что в этом сжатом кулаке держит Вседержитель судьбу их города и пока кулак этот будет сжат, город их будет жить. И действительно, восемь долгих веков существовала, выстояв во всех пожарах и бедах, пережитых городом, фреска в куполе Св. Софии Новгородской.
Она была уничтожена фашистской артиллерией, снесшей купол Св. Софии за несколько дней до взятия Новгорода.
Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написанная в начале XV века величайшим русским художником Андреем Рублевым. Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде «Звенигородским Спасом».
«Звенигородский Спас» был центром композиции «Деисус», или «Деисис» («деисис» по-гречески - моление), изображающей моление Богоматери и святых перед Иисусом Христом за человеческий род. Икону Спаса окружали с обеих сторон полуфигурные изображения Богоматери и святых, молитвенно к нему обращенных. Моление, представленное в деисусе, понималось как моление вечное: оно совершается и тогда, когда человек взирает на икону и сам несет ей молитву, и длится до последнего, Страшного суда, когда Спас будет вершить окончательные судьбы мира и человечества.
Продолжение »
|