"Сюжеты и образы древнерусской живописи". Из книги Н.А.Барской
Образы Воскресения Христова, продолжение
Воскресение Христово на суздальских Златых вратах, как и другие древнейшие русские образы этого праздника, предельно емко и кратко выражает суть предания о Сошествии во ад. Как и в них во всех, точно собраны здесь воедино главные упомянутые в предании моменты. Снизошедшим в адскую бездну, победившим ее предстает здесь воскресший Иисус Христос.
«Воздвигнутыми» из нее изображены первые люди Адам и Ева - в знак той надежды, которую несет это воскресение их потомству - всему роду людскому.
Представлены и те, для кого, согласно преданию, эта надежда уже сбылась: ветхозаветные праотцы, еще до прихода Иисуса Христа, своей праведной жизнью, пророческим даром заслужившие спасение, и приуготовлявший ему путь, возвестивший о нем в адской бездне Иоанн Предтеча.
Как и другие ранние русские «Воскресения Христовы», пронизывает образ на Златых вратах ощущение таинственной важности происходящего, столь отвечающее духу предания.
Главные черты этих первых русских «Воскресений Христовых» оставались неизменными в древнерусской живописи. Но к ним, как к основе, добавлялись другие почерпнутые из предания детали. Различными способами углубляли русские мастера черты воскресшего Иисуса - Царя Славы, сошедшего в адские бездны, и черты того спасения, которое нес он этим сошествием роду людскому.
Идя по этому пути, сохраняя древнюю основу, широким кругом оттенков обогатил образ Воскресения Христова в созданной им в 1502 г. иконе великий древнерусский художник Дионисий. Легкие золотистые горки подымаются и здесь над черным провалом адской бездны. И над бездной, на перекрестье поверженных адских врат, торжественно стоит Иисус Христос- подлинный Царь Славы в образе человека.
Легка, невесома его фигура в пронизанных золотым свечением развевающихся одеждах. Ее окружает нежно-голубой круг - «свет от великого света», принесенный Иисусом Христом во тьму ада (по-гречески называемый «мандорла» - слава). Широко раскинув руки, Спаситель одной из них подымает из гроба Адама, а другой - Еву.
За Адамом встают величавые старцы - библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков; юноша в шкуре - первый пастух, сын Адама и Евы Авель; увенчанные коронами Давид и Соломон; в особой пророческой шапочке юный пророк Даниил. А за Евой подымаются из гробов, простирая к Иисусу Христу покровенные руки, женщины-праматери; указует на Иисуса Христа, объясняя его приход, Иоанн Предтеча.
Рядом с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках - праведный Ной, спасшийся в этом ковчеге со всеми достойными спасения во время всемирного потопа.
С обеих сторон за этими узнаваемыми, хорошо видимыми лицами и фигурами идут фигуры не целиком видимые, бесчисленные лики и головы, покрытые разнообразными головными уборами. Создается ощущение бесконечного, уходящего за мандорлу шествия. Адам и Ева как бы возглавляют идущее к Иисусу Христу, спасенное им людское множество. И множество это действительно выглядит исторгнутым из адской бездны.
Не только светлы лики восставших из гроба людей, но и их алые, нежно-зеленые, золотистые, багряные одежды проникнуты светом. В своем сияющем разноцветье людские толпы зримо противостоят мраку, черноте ада, у которого они отвоеваны. В ослепительно белых одеждах подымаются люди из гробов, стоящих в самой адской черноте, еще усиливая ощущение бесчисленности спасенных Иисусом Христом.
И в этой же черноте ада два ангела, сверкающие золотом нимбов, сияющие розовыми и золотистыми одеждами, сковывают исчерна-серого Сатану, утверждая окончательность победы света над тьмой.
Но не только полноту победы, а и путь к ней представляет икона. Над мандорлой Иисуса Христа два ангела в багряных, золотых, нежно-зеленых одеждах высоко возносят крест - орудие смерти и страдания, ставшее тем самым орудием победы над злом. А в голубую мандорлу вписаны легкие, как бы сливающиеся с ней, неотличимые от ее света ангельские фигуры.
В белых кружочках-сферах, которые они держат в руках, надписи, означающие различные добродетели: милость, девство, пост, смирение, любовь, мир, кротость, радость. Тонкими длинными копьями поражают они серых демонов в бездне, над которыми надписи: ярость, мздоимство, жадность, блуд. Так светом добродетели побеждаются людские пороки, обретается полнота дарованного Иисусом Христом спасения.
Широкое исхождение праведников из ада, представляющее спасение рода людского, в образах Воскресения Христа стало излюбленным мотивом и у художников, современных Дионисию, и у мастеров, живших после него, но каждый из них развивал этот мотив по-своему.
Продолжение »
|